Драконовский закон о запрете абортов в Чили превращает женщин в граждан второго сорта и ставит под угрозу их жизнь и здоровье. С таким заявлением выступила Amnesty International на фоне ожесточённых дебатов в конгрессе об изменении законодательства.
«Возмутительный запрет на аборты в Чили создаёт обстановку страха среди медицинских работников, которые нередко в первую очередь думают о необходимости заявить в полицию о женщине или девушке, подозреваемой в аборте, вместо того чтобы спасать ей жизнь. Из-за этого в системе здравоохранения люди делятся на два сорта, и женщины считаются не более чем сосудом для вынашивания детей, — сказала исследователь Amnesty International по экономическим, социальным и культурным правам в Северной и Южной Америке Фернанда Дос Коста. — Чили следует в конце концов отказаться от этих драконовских запретов, оставшихся в наследство от Пиночета. Факты наглядно свидетельствуют, что запрет на аборты при любых обстоятельствах не приводит к полному прекращению абортов. Всё, на что он способен, — это вынудить женщин и девушек, особенно малообеспеченных, рискуя жизнью, искать опасных обходных путей. При всей своей ограниченности обсуждаемый сейчас законопроект может стать важным первым шагом в правильном направлении».
Согласно чилийскому закону о запрете абортов, принятому в 1989 году на последнем этапе существования жестокого режима Аугусто Пиночета, аборты запрещаются даже в тех случаях, когда жизнь и здоровье женщины или девушки находится под угрозой, либо беременность наступила в результате изнасилования. Президент Бачелет направила в конгресс законопроект, предприняв новую попытку добавить следующие исключения к тотальному запрету: когда жизнь женщины или девушки подвергается опасности, когда беременность наступила в результате изнасилования и когда плод нежизнеспособен.
Из-за запрета многие женщины фактически вынуждены пытаться небезопасным способом избавиться от беременности.
По данным министерства здравоохранения, ежегодно в больницы Чили поступает более 33 000 женщин с осложнениями после небезопасных абортов. Из них более одной десятой (3600) составляют девушки и подростки в возрасте от 10 до 19 лет. Однако истинное количество, скорее всего, намного больше.
По данным государственной прокуратуры Чили, только в 2014 году судебное расследование было инициировано по 174 случаям умышленных абортов с участием 113 женщин.
Amnesty International зафиксировала десятки случаев, когда женщинам отказывали в абортах по жизненным показаниям, даже если им нужно было лечиться от рака либо плод был нежизнеспособен.
Таня (псевдоним) — 31-летняя мать троих маленьких детей. Она забеременела в то время, когда лечилась от рака. Сохранить беременности означало поставить под угрозу её собственную жизнь из-за приостановки лечения. Лечащий врач предупредил её, что если она сделает аборт, ему придется заявить на неё в полицию. Таня решила обратиться в частную клинику, чтобы сделать аборт, и там процедуру отразили как гинекологическую операцию.
Она рассказала Amnesty International: «Во мне никогда не видели человека, цельное человеческое существо. Во мне видели инкубатор; кого-то, кто может рожать детей. И в конечном счёте даже не имело значения, буду я растить их или нет, умру ли я, будем ли мы голодать. В нас видят инкубаторы, машины, репродуктивные машины».
Гинеколог Рене Кастро описал другой случай, когда женщину заставили пройти через всю беременность, заведомо зная, что её ребёнок умрёт в первые сутки из-за смертельного заболевания.
«Она говорила, как ей было больно от того, что пришлось ждать девять месяцев, чтобы родить ребёнка, осознавая, что он умрёт в первые сутки, как и случилось. Что ещё хуже, у неё не было никакой моральной поддержки от окружающих, защиты хотя бы от воздействия происходящего», — сказал доктор Кастро.
Чили — одна из всего пяти стран Северной и Южной Америки (включая Гаити, Гондурас, Никарагуа и Эль-Сальвадор), где аборты запрещены при любых обстоятельствах и где нет прямой юридической оговорки о спасении жизни женщины. В Доминиканской Республике, где также существовал полный запрет на аборты, в декабре 2014 года были внесены изменения в уголовный кодекс и добавлены те самые три исключения, которые сейчас обсуждаются в Чили.
В других странах региона, включая Парагвай, есть исключения из уголовной ответственности за аборт в случаях, когда жизнь женщины или девушки подвергается опасности, но медицинские специалисты нередко пренебрегают ими.
Во всём мире 28 сентября отмечается Международный день борьбы за декриминализацию абортов.
«Сейчас мы вместе со многими другими представителями региона поднимаем свой голос, чтобы напомнить государствам, что отмена уголовной ответственности за аборты необходима с точки зрения прав человека, с точки зрения соблюдения прав женщин и девушек на жизнь и здоровье, — отметила Фернанда Дос Коста. — Легализация абортов — это важнейшее требование, предъявляемое к странам в сфере обеспечения равноправия женщин. Как показывает практика, среди женщин и девушек, умерших или покалеченных небезопасными абортами, несоразмерно много представительниц коренных народностей, потомков выходцев из Африки и тех, кто принадлежит к бедным и социально неблагополучным слоям населения».
Chile Failure to protect women and girls: The criminalization of abortion is a human rights violation «Чили: нежелание защищать женщин и девушек. Криминализация абортов как нарушение прав человека»