• После эпидемии Эболы право на обучение тысяч девочек всё ещё находится под угрозой
• Не предпринимается никаких мер для предотвращения проведения в школах унизительных медосмотров школьниц
• Отсутствие полового воспитания, информации и услуг по планированию семьи, в том числе медицинской помощи жертвам изнасилований
В то время, как Сьерра-Леоне, пережив эпидемию Эболы, уверенно движется вперёд, тысячи беременных девочек, исключённых из общеобразовательных школ и отстранённых от сдачи приближающихся экзаменов, рискуют лишится возможности реализовать себя в жизни, говорится в опубликованном сегодня докладе Amnesty International.
В докладе «Опозоренные и порицаемые: права беременных девочек в Сьерра-Леоне находятся под угрозой» рассказывается как запрет, подтверждённый правительством в апреле этого года и иногда проводящийся в жизнь с помощью унизительные медицинских осмотров, не только приводит к стигматизации примерно 10 000 девочек, но также может лишить их потенциальных возможностей в дальнейшей жизни. Поскольку экзамены назначены на 23 ноября, Amnesty International требует, чтобы власти немедленно отменили этот запрет.
«Исключение беременных девочек из общеобразовательных школ и отстранение их от сдачи решающих экзаменов является дискриминационным и будет иметь катастрофические последствия. Образование - это право, а не что-то, что правительства могут произвольно забирать в качестве наказания», - заявила Сабрина Махтани, исследователь Amnesty International в Западной Африке.
«В то время как Сьерра-Леоне выбирается из кризиса, связанного с эпидемией Эболы, и движется вперёд, крайне важно, чтобы эти девочки не остались на обочине жизни».
Второго апреля Министр образования, науки и технологий выпустил постановление, запрещающее беременным девочкам находиться в «школьной среде». То, какое обоснование было дано этой политике - а именно: защитить «невинных девочек» от дурного влияния - служит исключительно подкреплению/усилению «клейма позора» с помощью языка, который порицает и позорит беременных девочек.
Amnesty International документально зафиксировала, как в некоторых школах этот запрет приводился в исполнение с помощью оскорбительного и унизительного обращения с девочками. Девочки подвергались унизительным медицинским осмотрам и тестам. У некоторых учителя трогали груди и животы, чтобы «проверить» не беременны ли они. Других в школах заставили сдать тесты на беременность. Amnesty International взяла интервью у 52 девочек, некоторые из которых признались, что они испугались того, что их могут обвинить в том, что они беременны, а другие рассказали, что почувствовали себя униженными во время медицинской проверки.
Одна 18-летняя девочка рассказала Amnesty International, как учителя проверяли всех девочек, прежде чем допустить их к сдаче экзамена:
«Они трогали наши груди и животы, чтобы понять беременны ли мы. Некоторых заставили сдать анализы мочи. На одном из учителей, когда он проверял нас, были надеты перчатки. Я чувствовала себя очень неловко, когда это произошло со мной. Многие девочки ушли, так как боялись, что учителя обнаружат, что они беременны. Около 12 беременных девочек не были допущены до экзаменов».
При том, что способ которым девочек «проверяют» на беременность не является частью правительственной политики, эта практика широко известна. Amnesty International требует от правительства срочно издать постановления, запрещающие подобное оскорбительное и унизительное обращение с девочками.
В конце октября 2015 года были открыты временные альтернативные учебные курсы для беременных школьниц, которые до июля 2016 года профинансировали страны-доноры, в частности Ирландия и Великобритания.
При том, что правительство утверждает, что на эту программу записалось более 3000 беременных школьниц, занятия проходят в других помещениях или не в то время, что у их сверстников, а девочкам всё также запрещено сдавать экзамены. Местные эксперты также подвергли эту программу критике за отсутствие выбора и за эффект стигматизации, который оказывает исключения девочек из общего образования.
Amnesty International настаивает на том, что посещение альтернативной программы обучения, которая не должна уступать в качестве и содержании, должно быть возможным вариантом для тех девочек, которые не хотели бы продолжать учиться в общеобразовательной школе.
При том, что некоторые из девочек, опрошенных Amnesty International, сказали, что они поддерживают альтернативную программу обучения, другие хотели посещать школу вместе со своими одноклассниками. Amnesty International призвала правительство и государства-доноры сделать альтернативную программу возможным вариантом обучения для тех девочек, которые не хотели бы продолжать посещать общеобразовательную школу.
После того, как в прошлом году разразилась эпидемия Эболы, школы в Сьерра-Леоне были закрыты с июня 2014 по апрель 2015 года, в рамках чрезвычайных мер по сокращению уровня распространения заболевания. Ха этот период выросло количество подростковых беременностей. Многие из этих беременностей стали результатом нарушений прав, в том числе неспособности защитить девочек от сексуального насилия. Карантины и перегруженная система здравоохранения означали, что у девочек не было доступа к медицинской помощи связанной с сексуальным и репродуктивным здоровьем или советам о том, как защитить себя от ранней и нежелательной беременностей. Половое воспитание в школах ограничено и его убрали из учебного плана после войны, около десяти лет назад.
В 2004 году, после окончания гражданской войны, Комиссия по установлению истины и примирению рекомендовала правительству положить конец практике отстранения беременных девочек от образования. Комиссия назвала эту практику «дискриминационной и архаичной».
«Беременные девочки в Сьерра-Леоне подвергаются порицанию и позору. Они лишены главного шанса - реализовать себя в жизни и убедиться, что ранняя беременность не то событие, которые определяет всю оставшуюся жизнь», - подчеркнула Сабрина Махтани.
«Страна выбирается из кризиса, связанного с эпидемией Эболы, и беременные девочки, с которыми мы встречались, выражали желание помочь в восстановлении страны. Многие хотели бы стать столь востребованными сегодня медсёстрами, докторами и юристами. Мечты этих девочек не станут реальностью, пока не будет отменёны запреты на получение ими базового образования и на сдачу экзаменов».
Эпидемия Эболы, которая началась в Сьерра-Леоне в марте 2014 года и продолжилась в 2015 году, затронула все группы населения страны, а уже находящиеся в маргинальном положении группы, такие как девочки, пострадали особенно.
Исключение беременных девочек из общего образовательного процесса и заперт на сдачу экзаменов существовали и до вспышкм эпидемии Эболы; тем не менее, появление официального постановления о запрете, когда школы вновь открылись, вызвало в Сьерра-Леоне новые дебаты и опасения в связи с этой проблемой. Комиссия Сьерра-Леоне по правам человека назвала запрет дискриминационным, стигматизирующим и скорее всего усугубляющим маргинализацию беременных девочек и женщин.
Министерство образования, науки и технологий само признало, что во время эпидемии Эболы увеличилось количество подростковых беременностей. Точно не известно сколько девочек пострадали от запрета. Официальные данные говорят о трёх тысячах, но эксперты отслеживающие ситуацию, указывают, что реальные цифры намного выше, скорее всего примерно 10 000 беременных девочек.
На настоящий момент все очевидно беременные девочки не смогут сдать как минимум два решающих экзамена. Во-первых, экзамен на сертификат о получении базового образования, экзамен, который должны сдать все ученики, чтобы попасть в старшие классы школы или другие образовательные учреждения более высокого уровня, такие как профессионально-технические учебные заведения. Во-вторых, серию экзаменов на сертификат об окончании старших классов школы, в которую может входить целый ряд предметов, в том числе английский, математика, естественные и гуманитарные науки, а также экономика и другие предметы связанные с коммерцией. Эти экзамены необходимы для поступитления в университет или колледж, а также они немаловажны для потенциальных работодателей.