Пробелы в законодательстве Туниса дают возможность лицам, совершившим изнасилования, половые преступления и физическое насилие уйти от ответственности, в том время как их жертвы часто подвергаются наказанию и порицанию в тех случаях, когда они решаются сообщить о совершённых в отношении них преступлениях, говорится в опубликованном сегодня новом докладе Amnesty International.
В докладе «Сами виноваты: сексуальное и гендерное насилие в Тунисе», опубликованном в Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин, рассказывается о том, как спустя почти пять лет после восстания Тунис, страна, занимающая ведущее место в области гендерного равенства в арабском мире, до сих пор не может обеспечить защиту пережившим насилие женщинам и людям, которые подверглись нападениям в связи с их гендерной идентичностью, сексуальной ориентацией или сексуальной активностью в следствие несовершенных законов и укоренившихся в обществе дискриминационных представлений.
«В этом докладе говорится о том, как в Тунисе искажается сама идея преступления и наказания. Сочетание архаических законов, неэффективной работы полиции и традиционных гендерных стереотипов мешает женщинам добиваться справедливости за преступления, совершённые в отношении них, а иногда они даже сами подвергаются уголовному преследованию», - заявил Саид Бумедуа, заместитель директора программ Amnesty International на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
«В арабском мире Тунис занимал лидирующую позицию в том, что касалось разрушений табу и развитии прав женщин. Однако, несмотря на проводившиеся годами позитивные реформы, сегодня в Тунисе насильники и похитители несовершеннолетних женщин могут избежать наказания, если женятся на своей жертве. Женщин, который сообщают об изнасиловании мужем или семейном насилии, стыдят и заставляют забрать обратно свои жалобы. Уголовное преследование скорее угрожает геям и лесбиянкам, которые жалуются на насилие, чем тем, кто на них напал. Иногда сотрудники полиции сами являются теми, кто совершает насилие».
«Страшно подумать, что пережив насилие, пострадавшие от него женщины и девочки сталкиваются с огромными препятствиями, когда пытаются добиться справедливости, а власти фактически бросают их на произвол судьбы».
В доклад включены интервью с десятками людей, столкнувшихся с физическим насилием и половыми преступлениями, изнасилованием, семейным насилием и домогательством, как с женщинами и девочками, так и с представителями групп особо уязвимых перед насилием в Тунисе, такими как лесбиянки, геи, бисексуалы, транссексуалы, и интерсексуалы (ЛГБТИ), на которых нападают из-за их сексуальной ориентации или гендерной идентичности, и с работниками секс-индустрии. Все они столкнулись с серьёзными правовыми или социальными препонами, когда сообщили о совершённых на них нападениях, и не получили надлежащей медицинской или социальной помощи.
Женщины и девочки в Тунисе живут в обществе, в котором защита «чести» семьи намного важнее привлечения насильников к ответственности. Женщин, особенно тех, кто пережил половое насилие или насилие в семье, отговаривают подавать жалобы и навязывают им ощущение, что они покроют позором семью, если сделают это. Полицейские часто игнорируют или даже порицают тех, кто осмеливается добиваться своего и, в некоторых случаях, считают, что их роль заключается в том, чтобы быть посредниками между жертвой и преступником - даже в случае самых серьёзных жалоб на насилие.
Подобное отношение со стороны общества и невыполнение государством своих функций крайне опасны в стране, где широко распространено сексуальные и гендерное насилие. Согласно единственному государственному опросу о насилии в отношении женщин, проведённому в 2010 году, почти половина из женщин в стране (47%) сталкивались с насилием и нет почти никаких оснований считать, что ситуация с тех пор стала лучше.
Многие тунисские женщины оказались в безвыходной ситуации, где они постоянно подвергаются насилию, включая изнасилование, часто со стороны собственных мужей. Amnesty International говорила с женщинами, которые рассказали, как их били по лицу, пинали ногами и избивали, в том числе с помощью ремней, палок и других вещей, или угрожали ножом, душили или даже обжигали.
«Мой муж бил меня каждый день… Когда я пожаловалась на него в 2009 году, после того как он сломал мне нос и порезал лицо, полиция сказала, что я виновата сама», - рассказала одна женщина, которая по-прежнему страдает от насилия.
Она снова подала жалобу на своего мужа в 2014 году, но его не арестовали, а вместо этого заставили подписать письменное заявление с обещанием больше её не бить. Он продолжает её совершенно безнаказанно избивать.
Другие женщины рассказали, как их насиловали их мужья, например одна, которая подверглась анальному изнасилованию:
«Когда у нас был секс в первый раз, было ощущение, что это изнасилование… Он применил силу и остались ранки, в которые попала инфекция… Несколько дней после первой ночи мы не спали вместе. Потом он сказал мне: «ты моя жена и у меня есть право делать всё, что я хочу».
Одна из женщин рассказала Amnesty International, что когда ей было 17 лет её изнасиловал мужчина, которого она встретила, после того как сбежала из дома, чтобы спастись от домашнего насилия. Она забеременела и она почувствовала, что её принуждают выйти замуж за насильника, чтобы избежать позора стать матерью одиночкой. Сейчас она в разводе, но законодательные нормы в Тунисе позволяют насильникам женщин, которым не исполнилось 20 лет, жениться на своих жертвах и таким образом избегать уголовного преследования, что означает, что её бывший муж не может быть признан виновным в этом преступлении.
В докладе обращается внимание на то, что закон об изнасилованиях в Тунисе обладают рядом серьёзных недостатков и не способствуют тому, чтобы пострадавшие подавали жалобы. Фактически в законе об изнасилованиях чрезмерное внимание уделено применению силы или насилию, в результате чего женщинам трудно доказать, что изнасилование было, если у них нет веских медицинских заключений, например следов травм.
Представители ЛГБТИ сообщества в Тунисе, пострадавшие от полового и физического насилия, особенно часто сталкиваются с тем, что полиция может отказаться им помогать или же они сами могут подвергнуться уголовному преследованию, в силу повсеместной гомофобии и трансфобии, а также из-за того, что сексуальные отношения по обоюдному согласию между партнёрами одного пола в Тунисе являются уголовным преступлением.
Шарки, 25-летняя лесбиянка, за девять лет как минимум восемь раз подвергалась нападениям гомофобов, в том числе её ударили ножом и серьёзно избили. Когда она сообщила о нападении, то сотрудники полиции предупредили её, что она может отправиться в тюрьму на три года, потому что она лесбиянка.
Amnesty International также общалась с трансексуалами, которые подверглись преследованиям за то, что их внешность оскорбляла «общественную мораль».
Закон о «непристойном поведении» также может использоваться для наказания пострадавших от сексуального насилия. В сентябре 2012 года женщине по имени Мерием бен Мохамед предъявили обвинение в «непристойном поведении», после того как она обвинила двух полицейских в изнасиловании.
Сотрудницы секс-индустрии в Тунисе также особенно уязвимы перед лицом таких злоупотреблений, как сексуальная эксплуатация, шантаж и вымогательство, в первую очередь со стороны полиции. Из-за того, что их деятельность является противозаконной они часто слишком боятся сообщать о нарушениях из страха перед уголовного преследования.
Одна женщина рассказала Amnesty International, что она два года подряд неоднократно подвергалась сексуальному насилию и эксплуатации со стороны сотрудников полиции, после того как они узнали, что она работница секс-индустрии.
Другая работница секс-индустрии подверглась домогательствам после ареста: «Полицейские, которые меня арестовали, называли меня шлюхой и говорили, что у меня нет права на защиту. Во время обыска они трогали мои груди. Они думали, что им можно всё и, что ты никто, если работаешь в секс-индустрии».
Уголовная ответственность за прелюбодеяние, карающееся пятью годами тюремного заключения для обоих партнёров - это ещё одно средство устрашения женщин, которым угрожают предъявить обвинения в прелюбодеянии, когда они пытаются подать жалобы на сексуальное насилие.
Конституция Туниса 2014 года стала настоящим прорывом в защите прав человека и закреплении успехов, достигнутых движением за права женщин на протяжении многих лет. Она обеспечивает большую защиту женщинам, гарантирует гендерное равенство и запрещает дискриминацию. В Конституции также есть другие важные правовые гарантии, которые защищают права ЛГБТИ. Она гарантирует право на частную жизнь и свободу выражения мнений и убеждений.
Но недавно была заморожена работа над проектом нового закона о борьбе с насилием в отношении женщин и девочек, который также предлагает декриминализовать однополые сексуальные отношения.
Amnesty International призывает Тунис провести ряд кардинальных реформ, которые покончили бы с дискриминацией и насилием, которые продолжает губить жизни людей, в том числе:
• Расширить доступ пострадавшим от полового и гендерного насилия к услугам здравоохранения и правосудию без социального и правового предубеждения.
• Принять всеобъемлющий закон о борьбе с насилием над женщинами и девочками в соответствии с международными обязательствами Туниса в области прав человека.
• Реформировать дискриминационное законодательство и, в частности: признать изнасилование в браке преступлением, лишить насильников и похитителей возможности избежать уголовного преследования, женившись на несовершеннолетних жертвах, и прекратить криминализацию сексуальных отношений по обоюдному согласию между неженатыми совершеннолетними лицами и однополых сексуальных отношений.
«Тунис обязан защищать права людей, подвергшихся изнасилованию и чудовищному насилию, а не считать, что они сами виноваты и покрыты позором. Власти должны чётко дать понять обществу, что половое и гендерное насилие больше не будет замалчиваться. Только с помощью кардинальных реформ, бросающих вызов существующим социальным и гендерным нормам, Тунис действительно сможет уничтожить гендерное неравенство и защитить людей, которые становятся объектами насилия из-за своего гендерной или сексуальной идентичности», - подчеркнул Саид Бумедуа.
«Власти также должны проводить независимые, беспристрастные расследования всех случаев сексуального и гендерного насилия и увеличить государственную помощь жертвам насилия».
Этот доклад является частью всемирной кампании Amnesty International «Моё тело - мои права», цель которой покончить с государственным контролем и криминализацией сексуальности и репродукции.