Действующий в Сальвадоре закон о запрете на аборты оказывает катастрофическое влияние на жизни детей, чьи матери, у которых случился выкидыш или были другие серьёзные гинекологические проблемы во время беременности, оказываются за решёткой, обвинённые в нелегальных абортах, говорится в новом докладе Amnesty International, опубликованном сегодня.
В докладе «Разлучённые семьи, разорванные узы» описывается, как дети женщин, попавших в тюрьму, из-за абсурдного закона, запрещающего аборты, часто оказываются в тяжёлом финансовом положении и лишены возможности видеться со своими матерями.
«Каждый раз, когда власти в Сальвадоре незаконно отправляют в тюрьму женщину за выкидыш или осложнения, связанные с беременностью, они тем самым обрекают её детей на жизнь в бедности и постоянном стрессе», - заявила Астрид Валенсия, исследователь Amnesty International по Центральной Америке в .
«Принцип «виновна, пока не доказано обратное», действующий в Сальвадоре в отношении женщин с осложнениями, связанными с беременностью, уже унёс множество жизней, благодаря ему женщин отправляли в тюрьмы на сроки вплоть до 40 лет, а между докторами и их пациентами воцарилась атмосфера полного недоверия. Сальвадору давно пора отменить этот устаревший запрет».
Как минимум 19 женщин сейчас находятся в тюрьмах в связи с криминализацией любых абортов. Они осуждены за серьёзные преступления, такие как убийство, и приговорены к длительным срокам тюремного заключения на основании шатких или неубедительных доказательств. Большинство из этих женщин были основными кормильцами в своих семьях. После заключения их родственники несут ответственность за заботу и уход за детьми, часто в крайне тяжёлых условиях.
Отсутствие денег и большие расстояния между домом и тюрьмой лишает многих родственников возможности посещать своих близких в тюрьмах. В некоторых случаях женщины не виделись со своими детьми по много месяцев.
Мария Тереза Ривера, 32-лет, сейчас отбывает 40-летний тюремный срок за «убийство при отягчающих обстоятельствах» после того, как у неё случился выкидыш. С тех пор, как её посадили в тюрьму в 2011 году, она видела своего десятилетнего сына только 4 раза.
Мальчик живёт с бабушкой в нескольких часах езды от тюрьмы, но и это путешествие для них слишком дорого. Без зарплаты Марии Терезы и какой-либо помощи от государства её свекровь с трудом пытается обеспечить своего внука всем необходимым.
Мария Тереза была арестована в больнице, после того как свекровь обнаружила её в туалете, истекающую кровью и почти без сознания. Персонал больницы сообщил о ней в полицию и обвинил в том, что она сделала себе аборт.
Во время суда один из начальников Марии Терезы дал показания против неё, заявив, что в январе 2011 года она знала о том, что беременна. В таком случае выходит, что к моменту, когда у неё случился выкидыш она была беременна уже 11 месяцев. Эти возмутительные показания были использованы как одно из доказательств при вынесении ей обвинительного приговора.
Маленький сын Марии Терезы крайне тяжело переживает несправедливое заключение своей матери.
«Исабель», свекровь Марии Терезы, рассказала Amnesty International o крайне травмирующих посещениях тюрьмы: «Первый раз, когда я взяла с собой ребёнка, было очень тяжело. Он много плакал и я тоже плакала. Он не хотел уходить из тюрьмы. Это было настолько ужасно, что я на некоторое время перестала брать его с собой, потому что это было слишком тяжело для них обоих».
Точно также и Берта (имя вымышленное) провела в тюрьме почти год по обвинениям в убийстве, после того как у неё случились осложнения, связанные с беременностью. Половину того времени, что она провела в тюрьме, она не могла видеться со своим 10-летним сыном.
«Берту» арестовали в июле 2010 года в местной больнице, куда она прибыла с сильным кровотечением. Её обвинили в «убийстве с отягчающими обстоятельствами», хотя она даже не знала, что беременна. «Берта» не встречалась со своим адвокатом до начала суда. Максимальное наказание за преступление, в котором её обвиняли, составляет вплоть до 50 лет тюремного заключения. Берта была признана невиновной почти через год после начала судебного процесса, когда адвокаты из местной правозащитной группы «Гражданская группа за декриминализацию абортов по медицинским, этическим и евгеническим показаниям» представила новые доказательства в её деле.
Тем не менее суд и время, которое ей пришлось провести в тюрьме, оставили глубокий след в жизни Берты и её родственников.
Она рассказала Amnesty International, что она до сих пор травмирована произошедшим с ней, и отметила, что она не получила никакой компенсации или возмещения.
«Хоть уже и прошло несколько лет, меня не отпускает эта боль», - сказала она.
Рассказывая о том, как несправедливое заключение Берты повлияло на её родственников, её мать сказала: «Тогда, когда она была в камере, я не могла ничем укрыться, я начинала думать, что она сейчас страдает от холода, и я тоже не буду спать под одеялом и так смогу испытать её страдания. А теперь я не могу укрыться одеялом даже если мне холодно, вот откуда я знаю, что всё еще переживаю стресс. Сейчас даже подушка для меня как камень… Я не тот человек, каким была».
«Власти Сальвадора, вместо того чтобы обрекать детей на невыносимые страдания, должны направить все свои силы на пересмотр закона, чьё единственная цель - рассматривать женщин исключительно в роли «человеческих сосудов».
После изменений, внесённых в Уголовного кодекса в 1998 году, аборты в Сальвадоре стали запрещены при любых обстоятельствах - даже когда беременность наступила в результате изнасилования, инцеста или когда жизни женщины угрожает опасность. Эти изменения в законодательстве привели к противоправным судебным преследованиям и злоупотреблению уголовным правом, когда женщины сразу же рассматриваются в качестве виновных. Особенно страдают от запрета женщины с ограниченными финансовыми возможностями.
Доклад «Разделённые семьи, разорванные узы. Сальвадор: женщины, которых посадили в тюрьму за осложнения при беременности, и то, как это повлияло на их семьи» будет опубликован в понедельник, 30 ноября.