Власти Кувейта, пытаясь заставить замолчать своих критиков и покарать политическое инакомыслие, арестовывали, преследовали и бросали в тюрьмы десятки мирных активистов, в том числе правозащитников и политических оппонентов, говорится в опубликованном сегодня докладе Amnesty International.
В докладе «Политика сильной руки: Криминализация мирного инакомыслия в Кувейте» подробно рассказывается о подавлении свободы выражения мнений в Кувейте с 2011 года на фоне ухудшения ситуации с правами человека в стране в целом, уделяя особое внимание тому, как власти всё чаще прибегают к целому ряду запретительных законов для того, чтобы заставить замолчать своих критиков.
«За пять лет, прошедших после общественных протестов, потрясших весь арабский мир, мы стали свидетелями постоянного и неумолимого подрыва прав человека в стране, так как власти Кувейта стали решительно преследовать за инакомыслие. Десятки мирных критиков были арестованы и попали в тюрьмы только за то, что выступили против угрозы широкомасштабных репрессий», - отметил Джеймс Линч, заместитель директора программ Amnesty International на Ближнем востоке и в Северной Африке.
«Ещё не поздно остановить этот процесс. Кувейт сейчас переживает переломный момент, у правительства есть ясный выбор - позволить стране скатиться в суровые репрессии или принять неотложные меры и доказать, что публично данные им обязательства в области прав человека не просто пустые обещания».
Преследования начались в 2011 году в ответ на демонстрации бидунов (лиц, не имеющих гражданства).
Во время серии демонстраций Karamat Watan (Достоинство нации) в 2012 году, когда тысячи людей вышли на улицы, чтобы выступить против нового избирательного закона и предполагаемой коррупции в правительстве, власти Кувейта начали жёстко ограничивать свободу выражения мнений в стране в нарушение своих международных обязательств.
Протесты продолжились и вызвали резкий рост критики властей в социальных сетях, и в 2014 году кабинет объявил о начале «политики сильной руки», пообещав «решительно и твёрдо бороться со всем, что может ослабить государство, его институты и конституцию».
Власти, используя целый ряд законов с расплывчатыми и чрезмерно общими формулировками о диффамации, начали активно ограничивать свободу выражения мнений. В числе прочего они закрывали СМИ и использовали закон о гражданстве для того, чтобы лишать некоторых критиков гражданства Кувейта.
В частности, в последние годы имел место резкий рост уголовных преследований за комментарии, которые сочли «обидными» или «оскорбительными» для эмира Кувейта и других арабских правителей, или комментарии, которые посчитали «направленными против» представителей власти. За последние два года в кувейтских СМИ сообщалось о более чем 90 случаях, когда людям предъявлялись подобные обвинения в суде.
Согласно действующим законам, ставить под сомнение или подрывать авторитет эмира карается пятью годами тюремного заключения. Цитирование слов эмира без официального разрешения незаконно. Также существуют аналогичные законы, запрещающие комментарии, которые можно счесть угрозой национальной безопасности или дискредитацией религии и религиозных деятелей.
«Никто не должен оказываться в тюрьме всего лишь за мирное выражение своего мнения, насколько бы нежелательными эти мнения не казались тем, кто обладает властью», - подчеркнул Джеймс Линч.
«Законы, которые подавляют свободу выражения мнений, полностью противоречат международному праву. Вместо того чтобы реагировать агрессивно, власти Кувейта должны принять критику и рассматривать подобные комментарии, как возможность для начала обсуждений и дискуссий».
По данным Комитета ООН по правам человека, политики, в том числе главы государств, являются «законными объектами для критики и политического противодействия».
Многие из тех, кто оказался в тюрьмах в ходе текущих преследований, являются узниками совести, попавшими туда исключительно за мирное осуществление своего права на свободное самовыражение.
Некоторым активистам было предъявлено множество обвинений и они погрязли в бесконечных дорогостоящих судебных процессах и регулярных тюремных заключениях. Судебные процессы иногда могут тянуться очень долго, годами, из-за регулярных отсрочек и перерывов между судебными заседаниями.
«Власти используют удивительно сложную систему законов, пытаясь задушить свободу выражения мнений в стране», - отметил Джеймс Линч.
«Многие активисты попадают в ловушку бесконечной судебной волокиты, которая, по-видимому, является частью преднамеренной стратегии правительства по преследованию мирных активистов, цель которой - сломить сопротивление и добиться их тихого подчинения, а также предостеречь других от высказывания своих взглядов».
Один из самых ярких примеров этой стратегии - случай Мусаллама аль-Баррака, бывшего оппозиционного депутата и смелого критика правительства. Сейчас он отбывает двухлетний тюремный срок по различным обвинениям за подрыв авторитета и оскорбление эмира, после того как он выступил с критической речью. В определённый момент в прошлом году он оказался фигурантом одновременно 94 различных уголовных дел - очевидная попытка властей запугать и измотать его до такой степени, чтобы он замолчал.
Шестьдесят семь человек, принимавших участие в мирном шествии в апреле 2013 года, во время которого они в знак солидарности повторяли его речь, были арестованы во время разгона протеста. Позже их обвинили в «оскорблении эмира».
Кувейтское законодательство доходит до того, что криминализирует конкретные способы трансляции «оскорбительных» посланий. Новый закон о киберпреступлениях или об электронных преступлениях, который должен вступить в силу в начале 2016 года, теоретически даёт властям ещё больше возможностей для уголовного преследования критиков правительства за мирное выражение своих мнений в интернете. Amnesty International призывает правительство срочно пересмотреть этот закон и отложить его применение.
Девятого сентября в твиттере министерства внутренних дел появилось напоминание пользователям твиттера из Кувейта, что они в своих твитах должны соблюдать «общественную мораль и законы государства», и предупреждение о том, что закон будет сурово карать «за всё, что наносит вред стране».
Среди заключённых за нарушения этих законов есть Абдалла Файруз, правозащитник и политический активист, который был приговорён к пяти годам тюрьмы за твиты, сделанные более двух лет назад, в которых говорилось, что никто не может пользоваться иммунитетом от уголовного преследования только потому, что проживает в королевском дворце.
Рана аль-Саадун была приговорена к трём годам тюрьмы в июне 2015 года за то, что выложила речь Мусаллана аль-Баррака на Youtube. В настоящий момент она обжалует свой приговора.
Во время обзора ситуации с правами человека в Кувейте Советом ООН по правам человека в июне 2015 года правительство Кувейта пообещало принять девять конкретных рекомендаций, обязывающих их придерживаться международных стандартов, касающихся свободы выражения мнений. До сих пор нет никаких свидетельств того, что эти обязательства были выполнены.
«Вместо того чтобы арестовывать критиков правительства как преступников, власти Кувейта должны доказать, что они серьёзно относятся к правам человека, и немедленно отпустить всех узников совести, отменить или пересмотреть законы, использующиеся для притеснения свободы выражения мнений, и выполнить свои международные обязательства», - подчеркнул Джеймс Линч.