Нравится вам или нет, Россия и Турция – страны-близнецы, и даже когда у руководства двух стран отношения не складываются, методы травли правозащитников, активистов и прочих несогласных там и здесь очень похожие - может даже, власти в России с жадным интересом читают новости из Анкары по части того, как бы нам «более лучше» запугать и преследовать критически настроенных граждан у себя дома.
Как известно, 22 января в Грозном прошел митинг в поддержку Рамзана Кадырова. На митинге была принята резолюция, осуждающая действия «пятой колонны», а со сцены звучали едва завуалированные угрозы в адрес политических активистов, правозащитников и журналистов, осмелившихся высказаться критически о деятельности главы Чечни. На фоне загадочной и не очень внятной реакции Кремля такие угрозы с чеченских трибун принимают почти зловещий окрас.
Тем временем, уже две недели в Турции не прекращается травля ученых, публично осудивших военную операцию в курдских районах на юго-востоке страны. Преподаватели и научные сотрудники из девяноста турецких университетов объединились в группу «Ученые – за мир» и 11 января 2016 года подписали петицию, в которой призывали правительство прекратить вооруженный конфликт, а также отменить комендантский час, установленный на юго-востоке Турции с июля 2015 года. Ученые настаивали на том, что стремление правительства силой подавить Рабочую партию Курдистана стало причиной гибели уже около полутора сотен мирных жителей. Точно число жертв остается неизвестным, так как доступ в зону конфликта закрыт для всех независимых международных правозащитных организаций.
Петицию подписали более тысячи ученых со всего мира, в том числе известные философы левого толка Ноам Хомски и Славой Жижек. Событие вызвало широкий общественный резонанс и уже на следующий день, 12 января, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на своей пресс-конференции назвал это заявление «предательством». Еще через несколько дней на турецких ученых было заведено 109 уголовных дел.
Позже начались аресты – 33 человека были взяты под стражу: им грозило от 1 до 5 лет лишения свободы. И хотя в этот раз всех задержанных вскоре отпустили, пятнадцатерых ученых уволили из своих университетов. Официальное преследование сменилось «охотой на ведьм»: ученым стал публично угрожать лидер турецкой мафии Седат Пекер, который заявил, что мечтает «искупаться в их крови». Президент Эрдоган продолжал делать резкие заявления, называя подписавших петицию то «пятой колонной», потакающей террористам, то «темными», непросвещенными людьми, недостойными своих высоких академических званий. Одна из подвергшихся активной травле сотрудниц, которая пожелала скрыть свое имя, рассказала, что праворадикальные студенты из университета, где она преподает, пометили двери ее кабинета красными крестами и прикрепили записку о том, что не желают учиться у «предателя родины». Турецкий невролог Кахан Кизил, работающий в Германии, говорит, что внесудебная расправа – обычное явление в Турции, и сейчас ученые, подписавшие петицию – запуганы всерьез.
В сухом остатке - и в России, и в Турции власти как под копирку используют весь арсенал средств для шельмования своих критиков – от судебного преследования до кампаний публичной травли и безнаказанных угроз. В этой атмосфере сгущающейся ненависти становятся возможными убийства оппозиционного политика в России и правозащитника в Турции или, например, погром в офисе правозащитной организации. Так что власти России и Турции должны уже отбросить излишнюю застенчивость и признаться друг другу в любви.