В августе 2014 года во Вьетнаме была задержана российская туристка Мария Дапирка. У нее в сумке было найдено почти три килограмма кокаина – контрабанда наркотика в стране каралась смертной казнью. Столь суровая мера после 17-месячного моратория была возвращена во Вьетнамское законодательство в 2013 году, и уже в течении одного года суды успели вынести не менее тридцати смертных приговоров. Но россиянке повезло – в ноябре 2015 года власти Вьетнама исключили смертную казнь как высшую меру наказания из нескольких уголовных статей, в том числе и связанных с наркотиками. Эти поправки вступают в силу 1 июля 2016 года. Сейчас Мария все еще находится под следствием во вьетнамской тюрьме: ей грозит пожизненный срок.
Весь спектр преступлений, связанных с наркотиками (от перевозки до хранения и употребления), карается смертной казнью почти в тридцати странах мира. Причем в некоторых из них (например, в Брунее, Малайзии и Сингапуре) поводом для обвинения может послужить наличие у человека ключей от машины или квартиры, где были найдены наркотики. Такой эпизод будет квалифицирован как незаконное хранение, и бремя доказательства обратного ляжет на подсудимого, что, помимо прочего, является грубейшим нарушением презумпции невиновности.
Очень часто смертная казнь за наркотики применяется к иностранцам, которые даже не знают языка страны, которая собирается их казнить. Часто эти иностранцы – из неблагополучных социальных групп, бедняки по происхождению, так что денег на хорошего адвоката у них тоже нет. Столь уязвимое положение обвиняемых развязывает руки местным правоохранителям и способствует жестокому обращению, пыткам и содержанию приговоренных к казни в нечеловеческих условиях.
Как правило, государства оправдывают такие «кровавые» меры контроля за наркотрафиком тем, что только так можно эффективно бороться с этим злом. Однако на сегодняшний день нет ни одного заслуживающего доверия исследования, доказывающего, что смертная казнь действительно снижает уровень преступности. Сотни казней по «наркотическим» статьям происходят в мире каждый год, несмотря на то, что преступления в сфере наркотиков не достигают порога «наиболее тяжких преступлений» и, согласно статье 6.2 Международного Пакта о Гражданских и Политических Правах, смертные приговоры в наказание за них не должны выноситься..
Amnesty International и другие НКО уже много лет пытаются привлечь внимание международного сообщества к проблеме смертной казни вообще и к смертной казни за наркотики в частности. В апреле 2016 года Генеральная Ассамблея ООН проведет Специальную Сессию по мировой проблеме наркотиков, но тема смертной казни там не прозвучит, судя по предварительным документам. Amnesty International призывает страны-участницы, в том числе и Россию, выступить на Спецсессии с публичным осуждением бесчеловечной практики. Мы хотим призвать страны, применяющие смертную казнь, привести свое законодательство в соответствие международным нормам прав человека. Мы надеемся, что твердая позиция многих стран, в том числе и России, участвующих в Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, возымеет действие и покончит c «наркотическими» казнями во многих странах.
Мир без смертной казни возможен.