Активисты Amnesty International призывают музыкантов и кинематографистов со всего мира присоединиться к их требованию, чтобы ко Дню свободы музыки, который пройдёт в четверг, власти Ирана отменили приговоры, вынесенные кинематографисту Хусейну Раджабияну и его братьям-музыкантам Мехди Раджабияну и Юсефу Эмади на основании полученных под пытками признаний.
Как сообщила сегодня Amnesty International, над всеми троими нависла прямая угроза ареста, после того как суд вышестоящей инстанции оставил в силе их приговоры к лишению свободы по абсурдным обвинениям, которые связаны с их творчеством. Ситуация разворачивается на фоне непрекращающегося наступления на творческую интеллигенцию и свободу самовыражения в Иране.
«Эти приговоры обнажают всю абсурдность системы уголовного правосудия в Иране, которая признаёт людей преступниками лишь за то, что они мирно пользуются своим правом на свободу самовыражения через музыку и кино. Этих молодых людей нельзя было не то что судить, но даже арестовывать, — сказал заместитель директора Amnesty International по Ближнему Востоку и Северной Африке Саид Бумедуха. — Их приговоры представляют собой вопиющее нарушение Ираном обязательств соблюдать право на свободу самовыражения. И если они будут в конечном итоге приведены в исполнение, эти люди станут узниками совести».
Революционный суд в апреле 2015 года приговорил артистов к шести годам лишения свободы за «оскорбление мусульманских святынь», «распространение пропаганды против системы» и «незаконную аудиовизуальную деятельность». Весь процесс длился три минуты.
Обвинения связаны с их творчеством, включая художественный фильм Хусейна Раджабияна о праве женщины на развод в Иране и распространение Мехди Раджабияном и Юсефом Эмади нелицензионной музыки иранских певцов, живущих за рубежом (тексты некоторых песен носили политический характер или затрагивали табуированные темы).
В декабре 2013 года мужчины были отпущены под залог. К тому времени они провели два месяца в одиночном заключении, где, по их словам, их избивали и применяли к ним электрошок, чтобы заставить сделать «признание» на камеру.
Несмотря на их жалобы на пытки и жестокое обращение, суд вышестоящей инстанции постановил, что из шести лет лишения свободы три года они будут отбывать реально, а оставшиеся три — условно с испытательным сроком пять лет, при условии «хорошего поведения». Насколько известно, никакого распоряжения расследовать утверждения о пытках не поступало.
Сейчас дело передано в Управление исполнения наказаний, а значит, их могут взять под стражу в любой момент.
Во время ареста 5 октября 2013 года правоохранители применили к Хусейну Раджабияну, Мехди Раджабияну и Юсефу Эмади тазеры и завязали им глаза. Потом их 18 дней удерживали в секретной тюрьме, где, по их словам, пытали и подвергали жестокому обращению. Затем их перевели в изоляторы тегеранской тюрьмы «Эвин», где они провели два месяца в блоке 2А, находящемся в ведении Корпуса стражей революции.
Ни при задержании, ни во время ареста, суда или обжалования приговора никто из них не смог воспользоваться услугами адвоката.
«Помимо демонстрации крайнего пренебрежения свободой самовыражения со стороны властей, чудовищное обращение с этими людьми свидетельствует о том, насколько глубоко иранская система уголовного правосудия утратила собственно правосудие, погрязнув в пытках и нарушении законных процедур», — отметил Саид Бумедуха.
Последние события разворачиваются на фоне усилившегося подавления в Иране творческой интеллигенции, музыкантов и кинематографистов. В прошлом месяце суд вышестоящей инстанции постановил, что иранский режиссёр Кейван Карими должен отбыть в тюрьме один год из шести лет приговора, вынесенного за «оскорбление мусульманских святынь», а оставшиеся пять лет — условно в зависимости от его «хорошего поведения». Суд также оставил в силе наказание в виде 233 ударов плетью, назначенное за «недозволенные отношения», выразившиеся в рукопожатии и «пребывании под одной крышей с женщиной, не закрывавшей своё лицо и шею».
В октябре 2015 года поэтов Фатиму Эхтесари и Мехди Мусави приговорили к одиннадцати с половиной и девяти годам заключения соответственно, среди прочего, за «оскорбление мусульманских святынь» и «распространение пропаганды против системы». Кроме того, им назначили наказание в виде 99 ударов плетью каждому за «недозволенные отношения». Поэтам удалось после этого бежать из страны.
В рамках отмечаемого ежегодно во всём мире Дня свободы музыки люди выражают поддержку преследуемым и осуждённым музыкантам, уголовные дела против которых возбуждены исключительно в связи с тем, что они мирно воспользовались своим правом на свободу самовыражения через музыку.
Amnesty International в этот день хочет привлечь внимание к делу Хусейна Раджабияна, Мехди Раджабияна и Юсефа Эмади, которое стало самым свежим примером согласованного наступления иранских властей на творческую интеллигенцию, музыкантов, кинематографистов и поэтов.