Военнослужащие армии Южного Судана намеренно задушили более 60 мужчин и мальчиков, запертых в грузовом контейнере, а потом бросили их тела в открытом поле в городе Лир (штат Вахда). Об этом свидетельствуют новые доказательства, собранные Amnesty International.
Исследователи организации недавно посетили территорию католической церкви Комбони, где в октябре 2015 года произошли убийства. Они также побывали на участке в километре от города Лир, где были брошены тела. Они обнаружили, что земля там по сей день усеяна множеством распавшихся скелетов.
«Произвольное задержание, пытки и массовое убийство этих людей — всего одно из проявлений того, что правительство Южного Судана абсолютно не соблюдает законы и обычаи войны. Незаконное лишение свободы, пытки, умышленное причинение огромных страданий и умышленное убийство — всё это военные преступления», — сказала старший эксперт Amnesty International по кризисным ситуациям Лама Факих.
Исследователи опросили более 42 свидетелей, в том числе 23 человек, которые утверждают, что видели, как мужчин и мальчиков заталкивали в грузовой контейнер, а потом наблюдали, как вытаскивали их трупы, либо видели тела на участке массового захоронения.
По свидетельствам очевидцев, в период с 20 по 23 октября 2015 года военнослужащие правительственных войск произвольно задержали десятки мужчин и мальчиков в деревне Луале и городе Лир. Им связали руки за спиной и затолкали в один или несколько грузовых контейнеров, находившихся на территории католической церкви Комбони.
Очевидцы рассказали, что задержанные рыдали и кричали от отчаяния и колотили в стены грузового контейнера, где, насколько известно, не было ни окон, ни каких-либо других вентиляционных отверстий. По их словам, гражданские должностные лица и военные располагали непосредственной информацией о том, что задержанные находятся в бедственном положении и погибают, но ничего не сделали, чтобы помочь им. Так, одна свидетельница сообщила, что видела, как тогдашний командующий районом приказал военнослужащим открыть контейнер, вынести тела четырёх умерших, а потом закрыть его обратно со всеми оставшимися задержанными, которые были ещё живы.
К следующему утру были мертвы все оставшиеся задержанные, кроме одного. Свидетель рассказал исследователям Amnesty International:
«Мы видели людей внутри, и они не подавали признаков жизни… то, что мы увидели, было ужасно… контейнер, полный людей. Они попадали друг на друга и на пол. Там было так много людей».
Затем военнослужащие правительственных войск погрузили на грузовики десятки тел погибших и сбросили их в две открытые ямы в месте под названием Кулиер (Джуонг-пайям), примерно в 1 км к северо-востоку от города Лир. Родственники, побывавшие там в последующие дни, рассказали, что брошенные под открытым небом тела стали пищей для животных и начали разлагаться.
Несмотря на доказательства военных преступлений, не предпринято никаких шагов к тому, чтобы привлечь виновников к ответственности или обеспечить возмещение вреда, в том числе компенсацию родственникам покойных за потерю близких.
«Десятки человек умерли долгой и мучительной смертью от рук военнослужащих правительственных войск, которые должны были бы их защищать. Нужно расследовать эти незаконные убийства и привлечь к ответственности виновных в рамках справедливого судебного разбирательства, без применения смертной казни, — заключила Лама Факих. — Для того чтобы обеспечить эффективное судебное преследование, Комиссии Африканского союза следует незамедлительно предпринять шаги по созданию гибридного уголовного суда, предусмотренного в мирном соглашении августа 2015 года, и принять меры к тому, чтобы суд немедленно инициировал дела о преступлениях в рамках международного права, в том числе и в связи с этим злодеянием».
В августе 2015 года после более чем 20 месяцев то прекращавшихся, то возобновлявшихся переговоров воюющие в Южном Судане стороны, наконец, пришли к мирному соглашению. Соглашение содержало план по прекращению боевых действий между сторонами и охватывало ещё целый ряд вопросов: разделение полномочий, договорённости в сфере обеспечения безопасности, гуманитарная помощь, экономические договорённости, правосудие и примирение, процесс разработки постоянной конституции.
Несмотря на мирное соглашение и выраженную сторонами конфликта готовность к постоянному прекращению огня, в штате Вахда боевые действия продолжались до середины декабря 2015 года. Правительство, в котором учитывалось бы разделение полномочий, пока не сформировано.
Мирное соглашение августа 2015 года предусматривает создание Комиссией Африканского союза Гибридного суда по Южному Судану, в мандат которого входит расследование геноцида, военных преступлений и преступлений против человечности, совершённых во время конфликта, и привлечение к суду виновных в них. Этот суд до сих пор не учреждён.
Убийство примерно 60 мужчин и мальчиков в грузовом контейнере в Лире — первое преступление, вскрытое Механизмом по наблюдению за выполнением соглашений о прекращении огня и безопасности в переходный период (этот орган сообщает о том, как исполняется постоянное прекращение огня). В отчёте механизма рекомендуется «создать некую следственную комиссию для полного расследования инцидента».
В тот момент, когда произошли убийства, территорию католической церкви Комбони занимали правительственные войска.
Родственники покойных сообщили Amnesty International, что погибшие были скотоводами, торговцами, учащимися, а не бойцами.
South Sudan: ‘Their voices stopped’: Mass killing in a shipping container in Leer