Трудовые мигранты, занятые на строительстве Международного стадиона Халифа в Дохе в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2022 года, систематически подвергаются произволу, а в некоторых случаях и принудительному труду. Об этом сообщила Amnesty International в новом опубликованном сегодня докладе.
Доклад под названием “The ugly side of the beautiful game: Labour exploitation on a Qatar 2022 World Cup venue” («Безобразная сторона красивой игры: эксплуатация труда на объектах Кубка мира-2022 в Катаре», на англ. яз.) наносит удар по шокирующему безразличию Международной федерации футбола (FIFA) к возмутительному обращению с рабочими-мигрантами. Число людей, работающих на объектах Кубка мира, как ожидается, возрастёт почти в десять раз и в ближайшие два года достигнет около 36 000.
«Произвол в отношении трудовых мигрантов — пятно на совести мирового футбола. Для игроков и для болельщиков стадион Кубка мира — это место, где сбываются мечты. А для некоторых рабочих, которые беседовали с нами, оно больше сродни кошмару наяву», — заявил генеральный секретарь Amnesty International Салил Шетти.
«Несмотря на пять лет обещаний, FIFA не сделала почти ничего для того, чтобы строительство объектов Кубка мира не велось за счёт нарушений прав человека», — отметил он.
В основу доклада положены беседы с 132 строителями-мигрантами, занятыми на перестройке стадиона Халифа, который станет первым завершённым объектом турнира и местом проведения полуфинала в 2022 году. Ещё 99 мигрантов, с которыми также беседовала организация, занимались ландшафтным дизайном территории, прилегающей к спортивному комплексу Aspire Zone, где этой зимой тренировались команды «Бавария» Мюнхен, «Эвертон» и «Пари Сен-Жермен».
Каждый ландшафтник и строитель, с которыми беседовала Amnesty International, сообщал о той или иной форме произвола, в том числе о следующих:
• грязные и тесные жилые помещения,
• высокие гонорары специалистов по подбору персонала на родине (от 500 до 4000 долларов США), помогающих с трудоустройством в Катаре,
• ложные сведения о зарплате и о предлагаемой работе (зарплата всех мужчин кроме шестерых оказалась ниже обещанной по прибытии на место, иногда наполовину),
• задержка зарплаты на несколько месяцев, что оказывает значительное финансовое и эмоциональное воздействие на рабочих и без того обременённых большими долгами,
• невыдача или непродление работодателями разрешений на временное проживание, что вызывает риск задержания и депортации из-за нарушения режима пребывания в стране,
• конфискация работодателями паспортов и невыдача разрешений на выезд, чтобы рабочие не покидали страну,
• угрозы в ответ на жалобы на условия труда.
Amnesty International выявила факты, когда сотрудники компании по подбору рабочих, заставляя некоторых мигрантов работать, угрожали им наказаниями, например, невыплатой зарплаты, выдачей их полиции либо запрещали им выезд из Катара. Согласно нормам международного права, такие меры равносильны принудительному труду.
Рабочие, в основном выходцы из Бангладеш, Индии и Непала, встречались с Amnesty International в Катаре в период с февраля по май 2015 года. Когда исследователи организации вернулись в Катар в феврале 2016 года, компании отреагировали на выводы Amnesty International, переселив некоторых рабочих в лучшее жильё и вернув им паспорта, однако прочие виды произвола так и остались без внимания.
«Трудовые мигранты обременены долгами, живут в грязных лагерях в пустыне и получают гроши. Их доля резко контрастирует с жизнью известных футболистов, которым предстоит играть на этом стадионе. Все рабочие хотят, чтобы их права соблюдали: своевременно платили зарплату, в случае необходимости давали возможность выехать из страны и обращались с ними достойно и уважительно», — сказал Салил Шетти.
© Handout/Getty Images
Система спонсорства (кафала), принятая в Катаре, при которой рабочие-мигранты не могут сменить работу или уехать из страны без разрешения работодателя (или «спонсора»), лежит в основе угроз, заставляющих людей работать. Расхваленная реформа системы спонсорства, о которой объявили в конце 2015 года, вряд ли изменит динамику отношений рабочих-мигрантов и их работодателей.
Некоторые непальские рабочие рассказали Amnesty International, что им даже не позволили посетить близких после апрельского землетрясения 2015 года, в результате которого их страна оказалась разрушена, тысячи человек погибли и миллионы стали вынужденными переселенцами.
Набил (имя изменено в целях защиты), слесарь из Индии, работавший на перестройке стадиона Халифа, пожаловался, что ему несколько месяцев не платили зарплату, и ничего кроме угроз он от своего работодателя не получал: «Он только оскорблял меня и сказал, что если я снова пожалуюсь, то вообще никогда не уеду из страны. С тех пор я стараюсь не жаловаться на зарплату и вообще ни на что. Разумеется, если бы я мог, то нашёл бы другую работу или уехал из Катара».
Дипак (имя изменено в целях защиты), слесарь из Непала, рассказал: «Я здесь живу, как в тюрьме. Работа тяжёлая, мы часами работаем на жаре. Когда я пожаловался на свою ситуацию (это было вскоре после моего приезда в Катар), то мой менеджер сказал: “Хочешь жаловаться, жалуйся, но будут последствия. Если хочешь остаться в Катаре молчи и работай”».
В 2014 году Верховный комитет Катара по снабжению и наследию (организация, занимающаяся подготовкой к чемпионату мира и в конечном итоге отвечающая за строительство стадионов) опубликовала Стандарты условий труда для рабочих. Они требуют от компаний, занимающихся проектами Кубка мира, обеспечивать рабочим условия труда, стандарты которых превышают предусмотренные катарским законодательством.
«Верховный комитет продемонстрировал приверженность правам рабочих, и стандарты условий труда могут им помочь. Однако он не следит за соблюдением этих стандартов. При безразличии катарского правительства и равнодушии FIFA чемпионат мира по футболу будет практически невозможно провести без произвола», — сказал Салил Шетти.
Amnesty International призывает таких крупнейших спонсоров Кубка мира, как Adidas, Coca-Cola и McDonald’s оказать давление на FIFA, с тем чтобы она обратила внимание на эксплуатацию рабочих на стадионе Халифа, и рассказала о своём плане предотвращения нового произвола на объектах Кубка мира.
FIFA должна заставить Катар опубликовать план всеобъемлющей реформы до того, как работы по строительству объектов чемпионата мира достигнут пика в середине 2017 года.
Основные меры включают лишение работодателей полномочий, позволяющих им запрещать иностранным работникам менять работу или выезжать из страны, надлежащие расследования условий труда и жизни рабочих и ужесточение взысканий с практикующих произвол компаний. Самой FIFA надлежит регулярно проводить собственные независимые проверки условий труда в Катаре и публиковать их результаты.
«Став местом проведения чемпионата мира, Катар смог заявить о себе крупнейшим клубам мира как об элитном месте. Однако мировой футбол не может смотреть сквозь пальцы на произвол на объектах и стадионах, где будут проводиться матчи», — сказал Салил Шетти.
«Если новое руководство FIFA серьёзно настроено начать всё заново, оно не может допустить того, чтобы глобальное показательное мероприятие проводилось на стадионах, построенных посредством произвола в отношении рабочих», — подчеркнул Салил Шетти.
Стадион Халифа входит в спортивный комплекс Aspire Zone. Входящие в него академию Aspire и медицинский центр Aspetar использовали крупнейшие футбольные клубы мира.
«Ряд ярчайших звёзд футбола, возможно, уже тренируются на полях, которые создали и за которыми ухаживают эксплуатируемые трудящиеся-мигранты. Не исключено, что скоро они также будут играть на построенных ими стадионах», — заявил Салил Шетти.
«Футбольным лидерам пора сказать своё слово либо оказаться запятнанными как соучастники — будь то такие глобальные футбольные бренды как «Бавария» Мюнхен и «Пари Сен-Жермен» или такие спонсоры, как Adidas и Coca-Cola», — отметил он.
Ответы FIFA, правительства Катара и компаний, участвующих в подготовке к чемпионату мира, на выводы Amnesty International предоставляются по требованию.