Тысячи беженцев и мигрантов произвольно удерживают в ужасных условиях, при этом судьба их вызывает всё большую обеспокоенность, а положение становится всё более неопределённым и безысходным на фоне вступления в силу нового соглашения между ЕС и Турцией, заявила сегодня Amnesty International по итогам посещения двух строго охраняемых пунктов временного содержания на греческих островах Лесбос и Хиос.
Пятого и шестого апреля группе исследователей Amnesty International разрешили посетить два закрытых центра содержания – «Мориа» (на острове Лесбос) и «ВАЙЕЛ» (на острове Хиос). В настоящее время в этих двух пунктах размещения содержат порядка 4200 человек. Большинство из них прибыли на острова Греции после того, как двадцатого марта вступило в силу соглашение между ЕС и Турцией. Некоторых из них удерживают под стражей в течение двух недель и более.
В числе 89 беженцев и мигрантов, которых довелось увидеть исследователям Amnesty International, было множество лиц из числа наиболее уязвимых категорий, включая беременных женщин, младенцев, малолетних детей и людей с ограниченными возможностями, травмами и тяжёлыми заболеваниями.
«На краю Европы беженцы оказались в ловушке без надежды на благоприятный исход. Порядок содержания оказался настолько несовершенным, небрежным и непродуманным, что неизбежно повлёк ошибки, из-за которых попираются права и благополучие наиболее уязвимых категорий лиц», – заявила Гаури ван Гулик, заместитель директора региональной программы Amnesty International по Европе.
«Люди, которых удерживают под стражей на Лесбосе и Хиосе, фактически лишены юридической помощи, ограничены в доступе к социальному обеспечению и поддержке, и, кроме того, практически ничего не знают ни о своём текущем положении, ни о том, что будет с ними в будущем. Среди них царят страх и отчаяние», – добавила она.
«Я бежал из Сирии, спасаясь от тюрьмы, а теперь попал за решётку», – так заявил один из сирийцев (возрастом старше двадцати пяти лет) Amnesty International в пункте размещения «Мориа».
Из-за решения заменить открытые пункты приёма беженцев лагерями закрытого типа для тех, кто прибывает из Турции через Эгейское море, тысячи человек произвольно помещают под стражу, подчас на несколько недель, пока не будут рассмотрены ходатайства о присвоении им статуса просителя убежища и не будет определена их дальнейшая участь.
В пункте содержания «Мориа» на острове Лесбос военнослужащие и сотрудники полиции Греции строго контролируют всех, кто входит и выходит с территории. Лагерь, в котором на сегодняшний день находится порядка 3150 человек, отгорожен от внешнего мира несколькими рядами забора с колючей проволокой поверху.
В пункте содержания «ВАЙЕЛ» на острове Хиос, организованном на территории заброшенного алюминиевого завода, доступ в лагерь также находится под строгим контролем. Там сохраняются опасения по поводу безопасности из-за жестоких столкновений между представителями разных национальностей на территории лагеря первого апреля. Тогда бежали свыше 400 беженцев и мигрантов.
Большинство их тех, кому удалось сбежать, в настоящее время обретаются в районе главного порта в деловой части Хиоса. Обстановка там крайне небезопасна, а доступ к социальным благам чрезвычайно ограничен.
Только двое из числа беженцев и мигрантов, с которыми удалось побеседовать Amnesty International, смогли показать постановления о заключении под стражу, выданные им исключительно по личным обстоятельствам. Автоматическое лишение свободы целых групп людей по определению носит произвольный характер и, следовательно, считается противозаконным.
Автоматическое лишение свободы всех въезжающих на острова Греции привело к тому, что перестали учитываться особые обстоятельства и потребности определённых категорий просителей убежища. К таковым относятся лица, пострадавшие в результате применения пыток; семьи с малолетними детьми и младенцами; женщины с детьми без сопровождения других лиц; люди с ограниченными возможностями или нуждающиеся в неотложной медицинской помощи; беременные женщины; а также лица, которым требуется психологическая помощь. Кроме того, детей ни при каких обстоятельствах нельзя удерживать в пунктах содержания мигрантов.
Представители Amnesty International видели и разговаривали с множеством таких людей и в «Мориа», и в «ВАЙЕЛ», несмотря на то, что их там не должно было быть ни при каких условиях.
Руководство лагеря «Мориа» заявило Amnesty International, что считает выявление лиц, принадлежащих к уязвимым категориям, приоритетным вопросом; группа в составе 50-100 человек уже была переведена в лагеря открытого типа, однако многие нуждающиеся по-прежнему находятся под стражей.
В числе некоторых, кого видели и с кем беседовали исследователи Amnesty International в «Мориа», был маленький ребёнок с осложнениями в результате боевых действий в Сирии; беременные женщины на поздних сроках; люди, которые не могли говорить; а также молодая девушка с нарушением развития.
Первая семья, с которой побеседовала организация в лагере «ВАЙЕЛ» прибыла туда девятнадцатого марта. В составе семьи была шестилетняя девочка (наполовину сирийка, наполовину палестинка). Как рассказала её мать, девочка получила серьёзную травму спины: после бомбёжки на неё частично обрушилась крыша. Женщина показала отёк на спине девочки и медицинскую карту из Сирии.
«Недопустимо автоматически лишать свободы просителей убежища, пункты содержания на Лесбосе и Хиосе никоим образом не подходят для тех многочисленных малолетних детей, лиц с ограниченными возможностями, а также людей, нуждающихся в неотложной медицинской помощи, которых мы встретили. Их следует немедленно освободить», – считает Гаури ван Гулик.
Ключевые проблемы, на которые жаловались люди и в «Мориа», и в «ВАЙЕЛ» – некачественная пища, нехватка одеял, недостаток личного пространства, ненадлежащее медицинское обслуживание.
Многие беженцы рассказывали о том, как тяжело попасть к врачу или медицинским работникам в обоих пунктах содержания. Особенно остро данная проблема стояла перед лицами из уязвимых категорий, которым требуется узкоспециализированная медицинская помощь.
Уроженцы Ирака, обитающие в маленькой палатке и испытывающие нехватку одеял, рассказали Amnesty International, что с момента приезда в лагерь на прошлой неделе добиваются оказания помощи восьмилетней дочери. У девочки в Ираке диагностировали воспаление тазобедренного сустава, с тех пор болезнь обостряется и требует неотложного вмешательства.
Они показали Amnesty International медицинскую карту, которую уже дважды с момента приезда носили к врачу, однако, в приёме им отказывали. Первый раз им сказали, что нет переводчика, второй раз – их просто не пустили.
«Ей постоянно больно», – сказала мать девочки.
В «Мориа» на 3150 человек, как правило, приходится всего лишь три врача, в то время как в пункте «ВАЙЕЛ» медицинский персонал сообщил, что врачебная помощь на территории лагеря оказывается строго в определённые часы, кроме того, возникают перебои со снабжением лекарственными и прочими средствами.
Продуктов питания также не хватает. Например, три матери, обитающие с младенцами и малолетними детьми в одном контейнере в пункте «ВАЙЕЛ», расплакались, когда рассказывали об отчаянном положении в связи с тем, что не могут достать подходящую детям пищу или достаточное количество молока.
Скученность в пункте «Мориа» значит, что на территории просто не хватает места для размещения 3150 человек, который переполнен больше чем на 1000. Представители Amnesty International увидели не менее 70 тонких палаток, сконцентрированных вдоль ограждения и в других местах лагеря. В этих палатках ютятся многие семьи и уязвимые беженцы, иногда по пять человек и больше в крошечной палатке. Поскольку на греческие острова продолжает прибывать большое количество людей, ситуация будет только ухудшаться.
В пункте «ВАЙЕЛ», который только что превысил предельную нагрузку, составляющую порядка 1200 человек, некоторые семьи вынуждены ютиться в тесных клетушках в огороженных контейнерах размером 30 или 40 квадратных метров. У них крайне мало места снаружи, где они могли бы свободно перемещаться.
Многие жаловались на нехватку одеял, когда двое или даже больше родственников вынуждены пользоваться одним тонким одеялом, тем более что ночи всё же холодные.
Члены одной большой семьи из восьми человек, приехавшие из Сирии, в том числе беременная женщина, её четырёхлетний сын, который не может ходить, и больной отец в инвалидной коляске, рассказали, что первые две ночи в лагере «Мориа» спали на улице, причём на всех у них было лишь два одеяла. Теперь они занимают несколько палаток, поскольку все официальные помещения для беженцев заняты.
После заключения соглашения между ЕС и Турцией Греция в законодательном порядке с первого апреля изменила процедуру рассмотрения заявлений о присвоении статуса просителя убежища. Очевидно, что система пока не отлажена из-за нехватки ресурсов и отсутствия чётких руководящих принципов.
Страх и неопределённость в связи с вступлением в силу соглашения ЕС-Турция вызвали волну подачи заявлений о присвоении статуса просителя убежища. По сообщению властей, с двадцатого марта большинство из 3150 лиц в пункте содержания «Мориа» выразили желание получить такой статус; ещё 830 человек подали заявления на Хиосе.
Обещанное увеличение мощностей в целях обработки таких заявлений, включая привлечение сотрудников служб предоставления убежища из других государств ЕС, ещё только планируется, в результате, число необработанных заявлений растёт.
Шестого апреля сотрудник службы предоставления убежища, единственный на весь лагерь «ВАЙЕЛ», рассказал Amnesty International, что не в состоянии обработать то огромное количество ходатайств, которые поступили. Из 833 заявлений, которые были приняты, он обработал только 10 штук, то есть чуть более одного процента, причём только одно было одобрено. Поскольку все эти заявления обрабатываются в рамках прежней системы подачи заявлений о присвоении статуса просителей убежища, ранее принятой в Греции, можно легко судить об острой нехватке персонала.
Поспешная реализация пунктов соглашения ЕС-Турция помогла выявить вопиющие изъяны в порядке регистрации и обработки вновь прибывших.
Важный вопрос, который все беженцы обсуждали с Amnesty International – то, что им надлежащим образом не разъяснили, в чём заключается процедура получения статуса просителя убежища. Отсутствие информации – тем более важно, что их лишили свободы на время рассмотрения заявлений о присвоении такого статуса. Многим либо вовсе не выдали, либо выдали не все документы о регистрации.
Например, одна женщина из Сирии рассказала, что она сама и её родственники подписали несколько документов, несмотря на отсутствие переводчика. Кроме того, им не выдали их экземпляры документов. «Мне не нужна еда, мне нужно понимать, что происходит», – сказала она Amnesty International.
Многие рассказывали о том, что их регистрировали с запозданием, хотя они прибыли до введения ограничения двадцатого марта.
Ещё одна женщина из Сирии, прибывшая с родственниками девятнадцатого марта, рассказала, что они не могли пройти процедуру регистрации, поскольку «служба не работала».
Она показала исследователям Amnesty International браслет, на котором стояло число – девятнадцатое марта. Несмотря на то что они прибыли раньше, чем вступило в силу соглашение ЕС-Турция, их зарегистрировали только двадцать первого марта и поместили под стражу. Не менее трёх других человек рассказали аналогичную историю.
Как пояснил сотрудник службы предоставления убежища в лагере «ВАЙЕЛ», новый принятый в Греции порядок предоставления убежища предусматривает два этапа. Первое – оценка того, может ли транзитное государство (в данном случае Турция) считаться для такого лица безопасной третьей страной. Только в случае отрицательного ответа, заявление будет рассматриваться по существу.
Сотрудник рассказал Amnesty International, что решение о том, считать ли Турцию безопасной третьей страной для лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища в Греции, решает каждый конкретный работник. На момент посещения лагеря «ВАЙЕЛ» исследователями Amnesty International чётких инструкций относительно того, какие критерии и данные учитывать при рассмотрении заявлений, не было.
Учитывая то, что большинство не может легко получить юридическую помощь в достаточном объеме, а процедура рассмотрения заявлений о присвоении статуса беженцев, по всей видимости, будет форсирована, тысячи просителей убежища, скорее всего, будут высланы в Турцию, несмотря на явно небезопасные условия для них в этой стране.
Некоторые беженцы говорили о том, что боятся высылки в Турцию. Молодая беременная женщина из Сирии продемонстрировала исследователям синяки на руках. По её словам, её избил дубинкой турецкий пограничник. Муж женщины показал аналогичные синяки на ногах. По их словам, их выслали в Сирию, а когда четырнадцатого марта они вновь пересекли границу с Турцией, турецкие пограничники стреляли в них, но им удалось сбежать.
«Европа превращает то, что должно было бы стать каналом безопасности, в кошмар с колючей проволокой, беззащитностью и жутким страхом перед высылкой в Турцию», – заявила Гаури ван Гулик.
«Для того чтобы устранить вопиющие нарушения, зафиксированные нами на Лесбосе и Хиосе, нужны серьёзные и незамедлительные меры. Как удалось продемонстрировать, не только Турция на сегодняшний день небезопасна для беженцев, грубые недочёты были выявлены и со стороны Греции в связи с соглашением ЕС-Турция. До тех пор пока обе проблемы не будут полностью устранены, от высылок следует отказаться», – считает Гаури ван Гулик.
Властям Греции и ЕС следует незамедлительно остановить массовые высылки до тех пор, пока не будут гарантированы следующие условия:
• Лишение свободы следует применять в качестве крайней меры, при этом следует рассмотреть другие варианты, отличные от заключения под стражу.
• Все решения о лишении свободы должны приниматься по итогам подробного и индивидуального анализа необходимости в таком лишении свободы строго в соответствии с законной целью.
• Всем задержанным следует обеспечить возможность оспорить законность лишения свободы, а также обратиться за юридической помощью.
• Процедура подачи заявлений о предоставлении статуса просителя убежища должна носить объективный и эффективный характер, при этом следует предусмотреть достаточные сроки предоставления дополнительной документации для лиц, лишённых свободы, кроме того, следует предусмотреть возможность получения юридической и переводческой помощи.
• Необходимо значительно увеличить мощности, требуемые для обработки заявлений.
• Лишённых свободы просителей убежища следует надлежащим образом информировать о процедуре подачи заявления на предоставление убежища и их правах.
• Условия содержания под стражей должны быть гуманными и не унижающими человеческое достоинство.
• Всех детей следует немедленно освободить из-под стражи.
• Следует принимать во внимание особые условия и потребности уязвимых категорий лиц, в том числе травмированных, пострадавших в результате применения пыток, детей, женщин, престарелых, а также просителей убежища с ограниченными возможностями.
• Выработать чёткие руководящие правила, основывающиеся на соблюдении прав человека, касательно применения правила безопасной третьей страны. Гарантировать, чтобы в полном объёме учитывались конкретные обстоятельства и актуальная независимая информация об обращении с просителями убежища и их положении в Турции.
По вопросам организации интервью, а также за дополнительной информацией просьба обращаться в Conor Fortune по вопросам пунктов размещения в Греции, по телефону: +44 (0)743 263 3678, либо в пресс-бюро Amnesty International в Лондоне, по телефонам: +44 20 7413 5566, +44 (0) 777 847 2126; по почте: [email protected], в twitter: @amnestypress