Иранские власти должны немедленно остановить казнь подростка, которому было всего 15 лет на момент ареста, заявила Amnesty International.
Алирезе Таджики, которому сейчас 19 лет, в апреле 2013 года был вынесен смертный приговор после того, как суд по уголовным делам в провинции Фарс, на юге Ирана, признал его виновным в убийстве и изнасиловании главным образом на основании полученных под пытками «признательных показаний», от которых он в ходе суда неоднократно отказывался. Его казнь должна состояться в воскресенье 15 мая в тюрьме «Адель Абад» в городе Ширазе, провинция Фарс.
«Смертная казнь человека, который был ребенком на момент совершения преступления, идет вразрез с нормами международного права в области прав человека, категорически запрещающее применение смертной казни за преступления, совершенные в возрасте до 18 лет. Особенно пугает то, что иранские власти непреклонны в своем решении провести казнь, несмотря на то что это дело вызвало серьезные опасения по поводу соблюдения стандартов справедливого судебного разбирательства и по большей части основывалось на полученные под пытками доказательства», - отметил Джеймс Линч, заместитель директора программ Amnesty International на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
«То, что в Иране малолетних правонарушителей отправляют на виселицу, как правило после вопиюще несправедливых судов, является открытым издевательством над ювенальной юстицией и бессовестно нарушает взятые на себя Ираном обязательства по защите прав детей. Иранские власти должны немедленно остановить казнь и провести справедливое повторное судебное разбирательство дела Алирезы Таджики, в котором не будет места смертной казни и полученным под принуждением «признательным показаниям».
Amnesty International неоднократно призывала власти Ирана объявить мораторий на смертную казнь с целью ее полной отмены в будущем.
Алиреза Таджики был арестован вместе с несколькими другими молодыми людьми в мае 2012 года по подозрению в убийстве и изнасиловании своего друга, убитого ударом ножа. На протяжении всего расследования у него не было доступа к адвокату. Пятнадцать дней он находился в одиночном заключении, не имея возможности увидеться с родственниками. Он заявил, что на протяжении всего этого времени его пытали и подвергали другим видам жестокого обращения, в том числе жестоко избивали, пороли и подвешивали за руки и за ноги для того, чтобы заставить его «признаться» в этом преступлении. Позже он отказался от этих «признательных показаний» и перед сотрудниками прокуратуры и на суде, и с тех пор настаивает на своей невиновности. Но несмотря на все это, в ходе суда его «признания» были приняты в качестве доказательства.
В апреле 2014 года, через год после того как Алиреза Таджики был в первый раз признан виновным, его приговор был отменен палатой Верховного суд, которая сочла расследование неполным из-за отсутствия данных судебно-медицинской экспертизы, связывающих его с сексуальным насилием. Суд дал указание уголовному суду провинции Фарс продолжить расследование и провести проверку его «психического развития и зрелости» на момент совершения преступления с учетом новых принципов вынесения приговоров несовершеннолетним, включенных в Исламский уголовный кодекс Ирана в 2013 году.
Кодекс позволяет судьям заменять смертную казнь альтернативными видами наказания, если они пришли к выводу, что есть сомнения в «психическом развитии и зрелости» несовершеннолетнего правонарушителя на момент совершения преступления.
В ноябре 2014 года уголовный суд снова вынес ему смертный приговор, сославшись на официальное медицинское заключение, в котором говорится, что он достиг «психической зрелости». Вместе с тем в решении суда ничего не говорится о высказанной Верховным судом озабоченности по поводу отсутствия данных судебно-медицинской экспертизы, из чего можно заключить, что расследование, о котором было дано распоряжение, так и не было проведено. Также суд снова использовал полученные под пытками «признания» Алиреза Таджики в качестве доказательства его вины и не провел расследования его утверждений о пытках и других видах жестокого обращения.
Несмотря на все эти ошибки, в феврале 2015 года Верховный суд оставил этот приговор в силе и в коротком постановлении сослался на принцип «компетенции судьи», который при отсутствии неопровержимых доказательств дает судьям право устанавливать виновность на собственное усмотрение.
В Иране в прошлом году казнили более 970 человек. В январе 2016 года Amnesty International опубликовала доклад, в котором говорится, что несмотря на частичные реформы, проведенные в 2013 году иранскими властями для того, чтобы отвести от себя критику в связи с шокирующим количествов казней несовершеннолетних правонарушителей, в Иране по-прежнему выносятся смертные приговоры десяткам молодых людей за преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, что является нарушением международных обязательства Ирана в области прав человека.