Планы ЕС по более тесному сотрудничеству с Ливией в отношении мигрантов могут подстегнуть безудержный рост жестокого обращения и задержание на неопределённый срок тысяч беженцев и мигрантов, которых содержат в ужасных условиях, - заявила Amnesty International.
В прошлом месяце ЕС объявил о своих планах ещё на год продлить свою военно-морскую миссию в Средиземном море, направленную на борьбу с контрабандистами — операцию «София», а также по просьбе нового ливийского правительства наладить работу по обучению, повышению готовности и обмену информацией с ливийской службой береговой охраны. Вместе с тем свидетельские показания, записанные в ходе визитов на Сицилию и в Апулию в мае 2016 года, вскрывают шокирующие злоупотребления со стороны береговой охраны Ливии и в центрах содержания мигрантов на территории Ливии.
Amnesty International получила свидетельства 90 человек, которым удалось выжить после полного опасностей морского путешествия из Ливии в Италию, в том числе по меньшей мере 20 беженцев и мигрантов, которые рассказали, что подобравшие их сотрудники береговой охраны стреляли в них и подвергали избиениям, а в центрах содержания мигрантов их подвергали мучительным пыткам и жестокому обращению. В одном случае ливийская береговая охрана бросила на произвол судьбы тонущее судно, на котором находились около 120 человек, вместо того, чтобы спасти их.
«Европа не должна даже думать о каких-либо механизмах сотрудничества с Ливией по вопросу о мигрантах, если это ведёт, прямо или косвенно, к подобным шокирующим нарушениям прав человека. ЕС уже неоднократно демонстрировал намерение практически любой ценой не допустить того, чтобы беженцы и мигранты прибывали на европейский континент; при этом соблюдение прав человека отодвигается на задний план», - подчеркнула Магдалена Муграби, временно исполняющая обязанности заместителя директора региональной программы Amnesty International по Ближнему Востоку и Северной Африке.
«Разумеется, необходимо улучшать возможности службы береговой охраны Ливии по поиску и спасению людей в море, однако на данный момент мрачная реальность состоит в том, что береговая охрана Ливии перехватывает и возвращает тысячи человек в центры содержания мигрантов, где они подвергаются пыткам и другим злоупотреблениям. Крайне важно, чтобы какая-либо поддержка со стороны ЕС не способствовала продолжению чудовищных нарушений прав человека, от которых иностранные граждане в Ливии так отчаянно старались спастись».
Седьмого июня Европейская комиссия объявила о дальнейших планах по расширению сотрудничества и партнёрства с ключевыми третьими странами в регионе по вопросу о миграции; Ливия в этой связи была названа одной из приоритетных стран.
Несмотря на насилие и беззаконие, царящие в Ливии, где в 2014 году вновь вспыхнули вооружённые конфликты, сотни тысяч беженцев и мигрантов, в основном из стран Африки к югу от Сахары, по-прежнему прибывают в страну, спасаясь от войны, преследований или ужасающей бедности в таких странах, как Эритрея, Эфиопия, Гамбия, Нигерия и Сомали, как правило надеясь попасть в Европу. Другие жили в Ливии уже много лет, но теперь хотят покинуть страну из-за того, что в отсутствие какой-либо правительственной защиты они живут в постоянном страхе, что их остановят, изобьют или ограбят местные бандиты или полиция.
По данным Агентства ООН по делам беженцем (УВКБ ООН) только за первые пять месяцев этого года более 2 100 человек лишились жизни, предприняв крайне опасную попытку добраться морем до Италии. Более 49 000 человек удалось добраться до Италии – практически всех их спасли европейские военно-морские силы, НКО и торговые суда.
В период с 22 по 28 мая 2016 года береговая охрана Ливии перехватила в море и отправила в центры содержания мигрантов по меньшей мере 3 500 человек. Двадцатитрёхлетний Абдуррахман из Эритреи так описал злоупотребления, которым он подвергся после того, как переполненная лодка, в которой он плыл (рассчитанная на 50 человек, она перевозила 120) – была перехвачена сотрудниками береговой охраны Ливии в январе 2016 года.
«Они приказали всем вылезать и избивали каждого резиновыми дубинками и палками… Одному человеку они выстрелили в ногу – он покидал лодку последним, и его спросили, где рулевой; когда он ответил, что не знает, ему сказали «значит, ты и есть рулевой» и выстрелили в него», - рассказал он. Ещё один человек из Эритреи, Мохамед, 26 лет, рассказал, что сотрудники Ливийской береговой охраны, задержавшие их лодку, позже бросили тонущую резиновую лодку, в которой находились 120 человек, на произвол судьбы.
«Один из сотрудников с корабля береговой охраны Ливии перешёл на нашу лодку, чтобы отвести её назад в Ливию. Примерно на полпути назад мотор на лодке заглох. Он очень расстроился и вернулся на свою лодку. Я услышал, как он сказал «ну умрёте, так умрёте» перед тем, как сесть в свою лодку и уплыть, бросив нас в море», - сказал он.
В конце концов им удалось завести мотор самостоятельно, однако он по-прежнему работал с перебоями, поэтому они были вынуждены вернуться в Ливию.
В октябре 2013 года Amnesty International получила документально подтверждённые свидетельства того, что в море затонул покидавший ливийские территориальные воды траулер; он получил повреждения после того, как неизвестное ливийское судно открыло по нему огонь. Повреждённый корабль стал набирать воду и вскоре затонул, унеся на дно около 200 мужчин, женщин и детей. Некоторые из выживших утверждали, что огонь вела ливийская береговая охрана. Результаты расследования этого происшествия обнародованы не были.
По данным официальных представителей береговой охраны Ливии, беженцев и мигрантов, перехваченных во время попытки пересечь море, обычно возвращают в центры содержания мигрантов в Ливии.
Начиная с 2011 года Amnesty International собрала множество свидетельств бывших задержанных, среди которых мужчины, женщины и дети без сопровождения взрослых, которые детально описывают ужасные условия содержания, насилие и преступления на сексуальной почве, которые происходят в подобных центрах по всей Ливии. Последние по времени свидетельства показывают, что эти злоупотребления продолжаются прежними темпами.
Центры находятся в ведении Департамента по борьбе с нелегальной миграцией (ДБНМ), который формально управляется Министерством внутренних дел Ливии, однако на практике многие из этих центров контролируются членами вооружённых группировок. Получившему международную поддержку правительству Национального согласия Ливии ещё предстоит восстановить эффективный контроль над этими центрами. По данным УВКБ ООН в настоящее время на территории Ливии действуют 24 подобных центра.
Ливийское законодательство предусматривает уголовную ответственность за незаконный въезд, выезд и пребывание на территории Ливии, и допускает содержание под стражей иностранных граждан неопределённое время с целью их последующей депортации. Задержанные зачастую остаются в этих центрах месяцами, не имея доступа к своим семьям, адвокатам или судьям, и не могут ни оспорить своё задержание, ни получить какую-либо защиту в связи с отсутствием в Ливии национального законодательства о предоставлении убежища и системы предоставления убежища. Депортации проводятся без каких-либо гарантий безопасности и без учёта индивидуальных требований.
«Тот факт, что в Ливии можно задержать кого-то на неопределённый срок исключительно на основании его иммиграционного статуса, вызывает возмущение. Вместо того, чтобы получить защиту, беженцы и мигранты в конце концов подвергаются пыткам и жестокому обращению в заключении. Прежде всего Ливия должна немедленно прекратить незаконное задержание, пытки и жестокое обращение в отношении иностранных граждан и принять законодательство о предоставлении убежища, чтобы обеспечить убежище для тех, кто нуждается в международной защите», - отметила Магдалена Муграби.
Бывшие задержанные – в числе которых как люди, перехваченные в море, так и иностранные граждане, арестованные на улицах Ливии – заявляли, что охранники ежедневно избивали их деревянными палками, резиновыми шлангами, электрокабелями и ремнями, а также подвергали действию электрошока.
Двадцатилетний эритреец, чья лодка была перехвачена в море береговой охраной Ливии в январе 2016 года, заявил, что его отправили прямо в центр содержания мигрантов в Аль-Завия, на западе Ливии, где его постоянно избивали.
«Они [охранники] могли избивать нас трижды в день, используя электрические провода, сложенные втрое, чтобы было ещё больнее», - сказал мужчина, которого содержали в центре содержания «Абу Слим» в Триполи, где по данным Миссии ООН по поддержке в Ливии (МООНПЛ) содержатся по меньшей мере 450 человек. Он заявил, что задержанные там спят на открытом воздухе, не имея укрытия от жары и холода. Охранники часто поливают всю территорию водой, вынуждая их спать на холодном сыром полу.
Чарльз, 35-летний мужчина из Нигерии, содержался в пяти разных центрах содержания после того, как его остановили на одной из улиц Триполи в августе 2015. Он сказал Amnesty International:
«Они били нас всё время, каждый день… Один раз во время побоев мне сломали руку, меня доставили в госпиталь, но никаких лекарств я не получил. Они использовали палки, свои пистолеты и иногда электрошокеры».
Когда охранники угрожали депортировать его, он отвечал, что «что угодно лучше, чем этот ад».
Двадцативосьмилетний эпиофец, которого задержали вместе с женой на контрольно-пропускном пункте, когда они пытались попасть в западную Ливию, провёл четыре месяца в центре содержания «Куфра» на юго-востоке страны. Он описал, как его регулярно избивали, запирали в ящик, секли кнутом и ошпаривали кипятком. Его жена рассказала, что начальник центра регулярно избивал её и других женщин. В конце концов, они смогли заплатить за своё освобождение.
Ни в одном из центров содержания мигрантов, находящихся в ведении ДБНМ, среди охранников нет женщин, что повышает риск сексуального насилия.
Несколько человек рассказали, что они стали свидетелями того, как беженцы или мигранты умирали в заключении: охранники либо застрелили их, либо забили до смерти.
«Охранники могли начать избивать нас, если мы говорили, что хотим есть…. Они могли заставить нас лечь на живот, и двое начинали избивать нам дубинками… Я видел, как одного мужчину из Чада прямо передо мной застрелили без всякой причины. Они отнесли его в госпиталь, но после того, как его принесли назад, он умер в тюрьме. В отчёте было сказано, что он погиб в автокатастрофе. Я знаю это, потому что меня заставляли целый день работать [бесплатно] в регистрационной комнате», - сказал 19-летний эритреец, который содержался в центре содержания «Абу Слим».
Ещё один эритреец, который пять месяцев с октября 2015 года провёл в центре содержания в Аль-Завия, также рассказал, что стал свидетелем того, как охранники забили задержанного до смерти. После этого они завернули тело в одеяло и вынесли его. В другом случае он описал, как охранники вошли в камеру, где содержались семеро задержанных, и открыли по ним огонь за то, что они не поняли приказа встать, произнесённого по-арабски. В апреле 2016 года МООНПЛ призвала провести расследование после того, как четверо человек были застрелены при попытке бежать из ужасных условий, созданных в центре содержания в Аль-Завия.
Бывшие задержанные также жаловались на недостаток еды, питьевой воды, плохую медицинскую помощь и отвратительные условия содержания из-за недостатка санитарных приспособлений, что, по словам многих задержанных, стало причиной кожных заболеваний. Они объяснили, что даже когда врачи из гуманитарных организаций приходили осматривать их, им показывали только небольшое число задержанных, которые были обычно слишком запуганы охранниками, чтобы сообщать о нанесённых им ранах. Медикаменты, которые им давали, обычно потом забирали охранники.
«ЕС не может игнорировать эти поистине ужасные истории о шокирующих нарушениях прав человека, ежедневно допускаемых в отношении иностранных граждан в Ливии. До начала разработки каких бы то ни было программ и стратегий в отношении мигрантов, должны быть получены самые твёрдые гарантии того, что права беженцев и мигрантов в Ливии полностью соблюдаются – что крайне маловероятно в ближайшем будущем», - подчеркнула Магдалена Муграби.
Для христиан риск подвергнуться жестокому обращению в ливийских центрах содержания особенно высок. Двадцатишестилетний Омар из Эритреи, которого содержали в центре содержания в Аль-Завия, сказал: «Они ненавидят христиан. Если вы христианин, всё, что я могу сказать — помоги вам Бог, если они это узнают…Если на вас увидят крест или татуировку [религиозного содержания], они будут избивать вас намного дольше».
Ещё один бывший заключённый из Нигерии сказал, что охранники в центре содержания в Мисрате разделяли людей по их религии и били христиан кнутом.
«В начале я сказал, что не собираюсь менять свою религию, даже если я нахожусь в мусульманской стране. Одни вытащили меня и пороли кнутом. В следующий раз я солгал, что я мусульманин», - сказал он.
Двадцатидвухлетний Семре из Эритреи, которого избили в центре содержания после того, как его лодку перехватили в море в январе, тоже сказал, что с христианами обращаются гораздо хуже:
«Они избили меня, забрали деньги, вышвырнули мою Библию и крестик, который я носил на шее…Сначала они проверяют, есть ли у вас деньги в карманах, потом они берут электрический провод и начинают вас хлестать», - сказал он.
Свидетельства, собранные Amnesty International, заставляют предполагать, что задержанные могут получить свободу только если им удастся бежать, заплатить за своё освобождение или если их продадут торговцам людьми. Многие подвергаются эксплуатации, их принуждают работать бесплатно или вымогают у них деньги. Их принуждают работать либо в центрах содержания, либо передают ливийцам, которые платят охранникам за их работу.
Девятнадцатилетний Даниэль из Ганы, задержанный в марте 2014 года, рассказал, что единственной возможностью для него избежать постоянных побоев и жестокого обращения было попытаться бежать, так как у него не было денег, которые охранники просили в обмен на его освобождение.
«Я провёл там три месяца, потому что у меня не было денег, чтобы заплатить полиции. Они использовали меня как раба, я должен был выполнять любую работу, работать в поле, таскать песок или камни… Мне никогда не платили. Когда я говорил, что хочу есть, на меня кричали. Мне давали воду с бензином. Или сыпали в воду соль, просто чтобы наказать», - сказал он.
«Они дали мне телефон, чтобы я позвонил своей семье и уговорил их послать деньги за моё освобождение. Но у меня нет семьи, мои папа и мама умерли. Мне некуда было звонить, поэтому они били меня и не давали еды».
В некоторых случаях задержанным удавалось бежать, или их освобождали те, на кого они работали, помогая им сесть на лодки в обмен на их труды. В других случаях контрабандисты договаривались об освобождении задержанного – часто с помощью взятки, данной охранникам – только для того, чтобы заставить его заплатить за новую попытку пересечь море, цена за которую составляет примерно 1 000 долларов США с человека. Мохамед, которого содержали в центре содержания в Аль-Завия после того, как его лодку перехватили в январе 2016 года, сказал, что контрабандисты привезли охранникам «машины, набитые товарами» в обмен на их освобождение.
«Европа не может и дальше уклоняться от своей ответственности в этом беспрецедентном глобальном кризисе с беженцами. Чтобы не быть втянутым в круговорот отвратительных злоупотреблений, которые творят в отношении беженцев и мигрантов в Ливии, ЕС должен сфокусировать свои усилия на обеспечении того, чтобы ливийская береговая охрана проводила свои операции с соблюдением прав человека, чтобы ни один беженец или мигрант не задерживался незаконно на неопределённый срок, но прежде всего — чтобы были созданы альтернативы полному опасностей маршруту через море. Это подразумевает радикальное увеличение числа расселённых в Европе, предоставление гуманитарного доступа и выдачу виз», - заявила Магдалена Муграби.