Государству в его незаконной слежке помогают австрийские, турецкие и другие телекоммуникационные компании. Белорусские власти используют телефонные сети некоторых крупнейших телекоммуникационных компаний для подавления свободы слова и инакомыслия, заявила организация Amnesty International в опубликованном сегодня докладе.
В докладе под названием “It’s enough for people to feel it exists: Civil society, secrecy and surveillance in Belarus” «Достаточно осознавать, что она есть: гражданское общество, секретность и слежка в Беларуси» говорится о том, как потенциально неограниченная, круглосуточная и неконтролируемая слежка подтачивает силы активистов НКО, ведь рискованными становятся самые элементарные действия, например назначение встречи по телефону.
«В стране, где вас могут задержать за участие в акции протеста или критику президента, одной угрозы того, что власти за вами шпионят, бывает достаточно, чтобы сделать работу активистов почти невозможной», — сказал Джошуа Франко, исследователь Amnesty International по технологиям и правам человека.
Всё это происходит с согласия телекоммуникационных операторов (включая тех, что принадлежат группе Telekom Austria и компании Turkcell), которые предоставляют властям почти неограниченный доступ к коммуникациям и данным своих клиентов. Обеспечение властям удалённого доступа к телефонным и интернет-коммуникациям всех своих абонентов — условие работы в Беларуси.
«Действующие в Беларуси компании обязаны предоставлять властям доступ к каким угодно данным и когда угодно. Поэтому если КГБ хочет за кем-то шпионить, ему не нужен ордер, не нужно просить компанию о доступе», — отметил Джошуа Франко.
«На телекоммуникационные компании возлагается огромная ответственность. Обычно технологии способствуют свободе слова, однако с распространением коммуникационных технологий в Беларуси угроза репрессий повысилась. Важно, чтобы телекоммуникационные компании не давали злоупотреблять коммуникационными технологиями, используя их для возмутительного посягательства на неприкосновенность частной жизни и свободу выражения мнений, — продолжил он. — Будущее свободы в интернете зависит от того, станут телекоммуникационные компании сопротивляться правительствам, которые вторгаются в частную жизнь и пространство свободы слова, или же смиренно согласятся на все их условия, чтобы только не потерять в прибыли».
Пристальная слежка со стороны государства негативно сказывается на деятельности активистов В телефонных и интернет-сетях у белорусского КГБ и других силовых ведомств есть бесплатный, постоянный удалённый доступ к коммуникационным данным как в реальном времени, так и к их сохранённым копиям.
В основу доклада легли интервью, взятые с августа 2015 года по май 2016 года более чем у 50 правозащитников, журналистов, адвокатов, представителей политической оппозиции, технических экспертов и прочих людей, которые проживают в Беларуси и в эмиграции. Они демонстрируют, как страх перед слежкой сказывается на частной жизни, свободе выражения мнений, свободе мирных собраний и свободе объединений.
Как рассказали организации Amnesty International активисты, из-за тотальной секретности, окружающей слежку, они вынуждены считать, что за ними постоянно следят. Один независимый журналист, чья личность не раскрывается, заметил: «Большинство людей боятся открыто говорить по телефону. Это стало частью образа мышления. Ты заведомо полагаешь, что жить страшно и плохо, что ты ничего не можешь ни контролировать, ни изменить. В принципе, говорю ли я в помещении, по телефону, пишу ли электронную почту, я считаю, что всё это попадёт в КГБ».
Такие простейшие действия, как поиск финансирования для своей организации, телефонные звонки, назначение встречи превращаются в рискованные, потому что, по словам активистов, они боятся, что их личная либо финансовая информация может быть использования для возбуждения против них дела, дискредитации или шантажа.
Активисты также рассказывали Amnesty International о том, как милиция оказывается проинформированной о месте и времени встреч, акций протеста и прочих публичных мероприятий ещё до того, как они случаются, причём даже тогда, когда они обсуждались лишь во время частных телефонных переговоров.
«Для правозащитников в Беларуси шифрование — последняя линия обороны от репрессивного государства и его могущественного аппарата слежения. Всем правительствам, которые хотят ослабить шифрование и усилить полномочия по слежке, следует задуматься над потенциальными последствиями для прав человека», — сказал Джошуа Франко.
По белорусскому законодательству сети операторов должны быть совместимы с системой технических средств для обеспечения оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ), благодаря чему властям для получения доступа к коммуникациям больше не нужно ни направлять запрос оператору связи, ни уведомлять его. Компании должны также хранить данные об устройствах клиентов и оказанных им услугах доступа к интернету в течение пяти, а может, и 10 лет, чтобы у властей сохранялась возможность удалённого доступа к такой информации.
Всё происходит почти бесконтрольно, и нет никакой открытой информации о том, насколько часто используется эта система и для каких целей. Юридические основания для слежки определяются чрезвычайно широко. В частности, слежка может вестись в связи с угрозой национальной безопасности. В белорусском законодательстве описаны 30 видов угроз национальной безопасности, включая «снижение уровня благосостояния и качества жизни населения», «рост безработицы», «недостаточные объёмы и низкое качество иностранных инвестиций», а также «попытки разрушения национальных духовно-нравственных традиций и необъективного пересмотра истории». Для инициирования слежки властям не нужна санкция суда.
Amnesty International призывает белорусские власти создать систему сдержек и противовесов в сфере слежки, чтобы привести её применение в соответствие с международными стандартами в области прав человека.
Организация также призывает телекоммуникационные компании, которым целиком или частично принадлежат белорусские операторы, оспорить правовые нормы, которые не позволяют им соблюдать неприкосновенность частной жизни, и проинформировать своих клиентов в Беларуси о том, что власти в любой момент могут получить доступ к их данным.
Три крупнейших оператора сотовой связи в Беларуси частично принадлежат иностранным компаниям:
Компания «Велком» является дочерним предприятием группы Telekom Austria и полностью принадлежит ей. В Telekom Austria организации Amnesty International сообщили, что обязаны соблюдать требования белорусского законодательства. Компания не публикует никакой информации о том, каким образом происходит управление доступом к данным клиентов «Велкома». В свою очередь, контрольный пакет Telekom Austria принадлежит América Móvil. Компания América Móvil никак не отреагировала на письма Amnesty International.
Компания life:) на 80% принадлежит турецкой компании Turkcell, а 38% последней принадлежит шведской компании Teliasonera. В Teliasonera организации Amnesty International сообщили, что компания твёрдо проводит политику против прямого доступа к телекоммуникационным данным, однако не может отвечать за действия компании Turkcell, поскольку не является обладателем её контрольного пакета. Компания Turkcell не ответила на письма Amnesty International. МТС совместно владеют российская компания МТС и государственный белорусский телекоммуникационный оператор «Белтелеком». Компания МТС (Беларусь) не ответила на письма Amnesty International.
Amnesty International считает, что эти компании нарушают прочно установившиеся стандарты в области бизнеса и прав человека. Согласно принятым ООН Руководящим принципам предпринимательской деятельности в аспекте прав человека, национальное законодательство страны, где работает компания, не может служить оправданием для нарушения прав человека.
«Назойливая слежка — не новость для Беларуси. Единственно изменение заключается в том, что благодаря технологиям она выходит на совершенно иной уровень. У властей теперь есть огромный аппарат слежения, позволяющий без каких-либо ограничений вмешиваться в частную жизнь. При помощи детализации звонков КГБ способно видеть, где и с кем человек находится. Мобильный телефон превратился в портативного милиционера, приставленного к человеку», — подытожил Джошуа Франко.
«Достаточно осознавать, что она есть»: гражданское общество, секретность и слежка в Беларуси