Новый доклад, опубликованный сегодня Amnesty International, приоткрывает завесу над пытками и другими шокирующими видами обращения с узниками совести, отбывающими наказание в тайной сети вьетнамских тюрем и пенитенциарных учреждений.
В докладе под названием «Prisons within Prisons: Torture and ill-treatment of prisoners of conscience in Viet Nam» («Тюрьмы в тюрьмах: пытки и жестокое обращение с узниками совести во Вьетнаме», на англ. яз.) подробно описываются суровые испытания, выпавшие на долю узников совести в одной из самых закрытых азиатских стран, включая лишение свободы без права общения с внешним миром и одиночные заключения на длительные сроки, насильственные исчезновения, неоказание медицинской помощи, а также переводы из тюрьмы в тюрьму карательного характера.
«Вьетнам – государство-тюремщик большого числа узников совести; доклад даёт некоторое представление о жутких условиях содержания заключённых в местах лишения свободы», – заявил Рафенди Джамин, директор региональной программы Amnesty International по Юго-Восточной Азии и Тихоокеанскому региону.
«Вьетнам ратифицировал Конвенцию ООН против пыток в 2015 году. Одной только этой меры не достаточно. Для того чтобы обеспечить исполнение взятых на себя правозащитных обязательств, властям следует осуществить реформы в строгом соответствии с нормами международного права и гарантировать привлечение к ответственности виновных в применении пыток и жестокого обращения», – добавил он.
Доклад составлен по итогам исследований, которые проводились в течение года, в том числе на основании свыше ста пятидесяти часов бесед с восемнадцатью бывшими узниками совести, которые провели за решёткой от одного месяца до десяти лет.
Пять мужчин и женщин из числа бывших заключённых рассказали представителям Amnesty International о длительном пребывании в одиночном заключении в тёмных и зловонных камерах без глотка свежего воздуха и чистой воды в антисанитарных условиях. Некоторых их них часто избивали, что является вопиющим нарушением всемирного и внутригосударственного запрета на применение пыток.
В июне представителям Amnesty International разрешили осмотреть женское пенитенциарное учреждение в провинции Бакзянг – редкий случай для страны, где, как правило, доступ в подобные учреждения закрыт.
Для многих бывших узников совести испытания начались с момента задержания вьетнамскими властями. Четверо собеседников рассказали Amnesty International о том, что подверглись насильственному исчезновению.
«Дара» (представителя народности монтаньяров) задержали за организацию мирных демонстраций в поддержку свободы вероисповедания и прав человека. В течение первых трёх месяцев после ареста родственники задержанного считали, что власти его убили, а труп бросили где-нибудь в джунглях. Его судили и приговорили без участия адвоката, не уведомив родных.
Дара приговорили к пяти годам лишения свободы; первых десять месяцев лишения свободы он провёл в одиночном заключении в крошечной камере, в полной темноте и абсолютной тишине. В течение первых двух месяцев его ежедневно выводили из камеры на допросы, где избивали.
Дара избивали палками, резиновыми шлангами, кулаками и ногами. Власти применяли пытку электрическим током. Кроме того, мучители поджигали бумагу и проводили ею по ноге истязаемого, оставляя ожоги. Его заставляли по восемь часов оставаться в болезненной позе.
Однажды полицейские подвесили его за руки к потолку на пятнадцать минут и всё это время избивали. Иногда сотрудники полиции начинали бить его среди ночи – они врывались в камеру явно пьяные.
Многие бывшие узники, с которыми беседовала Amnesty International, рассказали, что подверглись особо зверским пыткам и жестокому обращению в период предварительного заключения, когда власти пытались выбить из них «признательные показания».
Все бывшие узники совести из тех, с кем удалось побеседовать представителям Amnesty International, подверглись длительному лишению свободы без права общения с внешним миром – на сроки от месяца до двух лет. Право на помощь адвоката, медицинских работников и свидания с родственниками – важная гарантия неприменения пыток и жестокого обращения, а также критическая составляющая права на справедливое судебное разбирательство.
Двум бывшим узникам совести не сообщили о смерти матерей, им не предоставили возможность побывать на похоронах и разделить горе с родными.
Та Фонг Тан, которую лишили свободы за ведение блога и правозащитную деятельность, рассказала Amnesty International, что в течение всех четырёх лет лишения свободы свидания с ней разрешали только её сестре. После того как матери узницы Данг Тхи Ким Льенг дважды отказали в свиданиях с дочерью, тридцатого июля 2012 года она подожгла себя в знак протеста перед зданием правительства, в результате чего умерла от полученных ожогов.
В отсутствие возможности видеться с родными заключённые чувствуют себя ещё в большей изоляции от мира.
Ещё один узник совести, Фам Ван Чой, провёл в одиночном заключении больше полугода. Его лишили свободы после того, как тот пожаловался на выбросы ближайшего кирпичного завода. Он рассказал Amnesty International, что его всё время преследовала мысль о том, что в камере, где он спит, вероятно кто-то умер.
В тех случаях, когда заключённые отбывают наказание в общих камерах, они подвергаются злоупотреблениям со стороны сокамерников.
Несколько бывших узников совести рассказали о том, как их содержали в переполненных и тесных камерах, где другие заключённые, известные как «антенны», предположительно, сотрудничали с тюремной администрацией, которая подстрекала их к нападениям на них. Из-за этого они постоянно чувствовали угрозу насилия.
Другая карательная мера, о которой рассказали Amnesty International – неоказание медицинской помощи в течение нескольких месяцев и даже лет. Помимо прочего, собеседники утверждали, что персонал тюрьмы заставлял их принимать неизвестные препараты.
Тяу Хенг, борец за земельные права народности кхмер-кром, рассказал Amnesty International, что в течение четырёх месяцев лишения свободы без права общения с внешним миром до передачи его дела в суд его не только несколько раз избили до потери сознания, но и как минимум дважды сделали инъекции неизвестным препаратом, в результате которых у него наблюдалась амнезия, он терял сознание и не мог ни говорить, ни ясно мыслить.
Когда его отвели на приём к тюремному врачу, он открыл рот и жестами показал, что не может говорить. По его словам: «Врач ударил меня прямо по рту круглым куском твёрдой резины. Он выбил мне зубы, в том числе зуб мудрости. Я потерял столько крови, что снова отключился».
«Властям Вьетнама следует воспользоваться моментом, поскольку сейчас в стране принимают поправки к уголовному и уголовно-процессуальному кодексам. Самое время исполнить взятые на себя международные обязательства и привлечь к ответственности виновных в применение пыток и другого жестокого обращения, а также сделать всё возможное для того, чтобы положить конец подобной шокирующей практике», – считает Рафенди Джамин.
«Тюрьмы в тюрьмах: пытки и жестокое обращение с узниками совести во Вьетнаме», на англ. яз.