Президент Индонезии Джоко Видодо, которого в народе называют «Джокови», оставит своё правительство за бортом истории в том случае, если даст старт новой череде казней, - заявила сегодня Amnesty International.
Amnesty International получила заслуживающие доверия сообщения о том, что по меньшей мере 14 человек могут казнить на этой неделе; среди них четверо индонезийцев и десять иностранных граждан, в том числе пакистанец, индиец, зимбабвиец, сенегалец, южноафриканец и пятеро нигерийцев.
«Ожидалось, что эпоха президента Видодо даст новый импульс правам человека в Индонезии. Печально, но его правление может претендовать на самое большое число казней, проведённых за демократическую эпоху в истории страны, в то время как большинство стран мира отвернулись от подобной жестокой практики», - заявил Джозеф Бенедикт, заместитель директора Amnesty International по Юго-Восточной Азии и Тихоокеанскому региону.
Amnesty International установила, что по меньшей мере десятерых приговорённых к смертной казни могут казнить не позднее следующих выходных, большинство за преступления, связанные с наркотиками. Организация также обеспокоена тем, что некоторые из заключённых, которым может грозить расстрел, были осуждены по результатам явно несправедливых судебных разбирательств, и не обращались к президенту с просьбой о помиловании.
В докладе, опубликованном Amnesty International в прошлом году, организация установила, что в 12 случаях обвиняемые были лишены доступа к адвокату во время ареста, а также в различные последующие периоды. Некоторые заявили, что подверглись пыткам и другим видам жестокого обращения во время содержания под стражей, и что их вынудили «признаться» в якобы совершённых ими преступлениях. К настоящему моменту власти не расследовали эти утверждения.
Решение правительства Индонезии дать старт третьей волне казней уже вызвали призывы о помиловании со стороны Пакистана и многих других стран.
Власти Пакистана призвали своих индонезийских коллег остановить казнь Зульфикара Али, текстильщика, гражданина Пакистана, который рассказал, как его пытали в заключении; он провёл в камере смертников более десяти лет за преступления, связанные с наркотиками. В ходе предварительного заключения ему было отказано в праве связаться со своим посольством; кроме того, ему не разрешали встретиться с адвокатом в течение примерно месяца после его ареста.
«Как показывает дело Зульфикара Али, в делах, связанных с угрозой применения смертной казни, неоднократно допускались нарушения международного законодательства, начиная с момента ареста, далее на протяжении судебного разбирательства, а также на стадии подачи апелляции. Независимо от того, что мы думаем о смертной казни, никто не должен оказываться в ситуации, когда его жизнь зависит от столь несовершенных судебных процедур», - подчеркнул Джозеф Бенедикт.
«Возобновление казней должно встревожить мировое сообщество, и другие страны должны вступиться за тех, кому грозит в Индонезии смертная казнь».
Решение о возобновлении казней вызывает также полемику и внутри страны, в том числе возражения со стороны служителей церкви и парламентариев.
У Индонезии имеется значительный опыте борьбы за права своих граждан, находящихся в камерах смертников за рубежом, однако в своей стране власти придерживаются этой позиции не столь последовательно; президент Видодо заявил, что смертная казнь необходима, чтобы сдерживать преступления, связанные с наркотиками.
«Нет никаких доказательств в поддержку позиции президента Видодо. Смертная казнь не сдерживает преступность. Казни не избавят Индонезию от наркотиков. Это не решит проблему, но повредит репутации Индонезии в мире», - заявил Джозеф Бенедикт.
«Если президент Видодо действительно претендует на то, чтобы Индонезия занимала подобающее место на мировой арене и выступала в качестве лидера своего региона, он не может игнорировать обязательства страны в области прав человека. Первым шагом на этом пути должен стать мораторий на смертную казнь с перспективой избавить Индонезию от этого несправедливого наказания раз и навсегда».