Расследование, проведённое правозащитниками на отдалённом острове в Тихом океане, выявило преднамеренные злоупотребления, скрытые за стеной секретности. Около 1,200 мужчин, женщин и детей, искавших убежища в Австралии и принудительно переведённых на остров Науру, страдают от серьёзных нарушений прав человека, бесчеловечного обращения и полного пренебрежения, - заявили сегодня Human Rights Watch и Amnesty International. Правительство Австралии оказалось неспособно пресечь серьёзные злоупотребления, которые, по всей видимости, являются проявлением преднамеренной политики, направленной на то, чтобы не дать новым просителям убежища прибывать в страну на лодках.
Беженцы и просители убежища на Науру, большинство из которых содержатся там уже три года, регулярно сталкиваются с пренебрежением со стороны работников службы здравоохранения других служащих, которых приняло на работу австралийское правительство, а также с частыми и безнаказанными нападениями со стороны местных жителей Науру. Они вынуждены терпеть необоснованные задержки и порой отказы в оказании медицинской помощи, даже если речь идёт об угрозе жизни. Многие страдают от тяжёлых психических расстройств и чувствуют беспросветное отчаяние: причинение вреда собственному здоровью и попытки самоубийства — частые явления. Абсолютно все сталкиваются с длительной неопределённостью относительно своего будущего.
«Политика Австралии по высылке просителей убежища, прибывающих на лодках, является крайне жестокой», - заявила Анна Нейстат, старший директор по исследованиям Amnesty International, проводившая для организации расследование на острове.
«Немногие страны решаются так же не останавливаться ни перед чем, чтобы намеренно причинить страдания людям, ищущим безопасности и свободы».
Власти Австралии хорошо осведомлены о нарушениях, происходящих на Науру. Австралийская комиссия по правам человека (АКПЧ), Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (UNHCR), Специальный сенатский комитет, и назначенный правительством независимый эксперт - все эти структуры обращали внимание правительства на подобную практику и призывали изменить её. Перманентная неспособность правительства Австралии пресечь злоупотребления, происходящие с его санкции на Науру, заставляют предполагать, что подобные нарушения намеренно (или при попустительстве правительства) избраны средством проведения определённой политики.
Правительство Австралии принудительно переводит беженцев и лиц, ищущих убежища, на Науру, задерживает их там на длительное время, содержит их в бесчеловечных условиях, отказывает им в оказании необходимой медицинской помощи, а также совершает иные действия, в результате чего многие люди страдают от серьёзных нарушений психического здоровья. Тем самым правительство Австралии нарушило их право не подвергаться пыткам и другим видам жестокого обращения, право не подвергаться произвольному задержанию, а также другие основополагающие гарантии, - подчеркнули Human Rights Watch и Amnesty International.
«Беспощадное обращение Австралии с беженцами на Науру в течение последних трёх лет оказало чрезвычайно пагубное воздействие на их состояние», - заявил Майкл Боченек, старший советник по правам детей в Human Rights Watch, проводивший на острове расследование для организации.
«Доведение беженцев - взрослых и даже детей — до отчаяния постоянными злоупотреблениями, по всей видимости, является одной из целей политики Австралии на Науру».
В центре на острове Науру содержатся более 400 беженцев
Австралия и Науру ввели режим строгой секретности относительно всего, что происходит с просителями убежища на Науру, и отвечают отказом большинству журналистов и исследователей на просьбы посетить остров. Тем не менее, одному исследователю Amnesty International и одному исследователю Human Rights Watch удалось легально попасть на Науру и пробыть там в общей сложности 12 дней в июле 2016 года. Им не задавали вопросов о том, из какой они организации, во время соблюдения въездных формальностей. Они провели интервью с 84-мя беженцами и просителями убежища из Ирана, Ирака, Пакистана, Сомали, Бангладеш, Кувейта и Афганистана, а также с не имеющими своего государства курдами, проживавшими в Иране или Ираке. Среди опрошенных было 29 женщин, пятеро несовершеннолетних девочек и четыре мальчика. Исследователям также удалось поговорить с несколькими сотрудниками из обслуживающего персонала, согласившимися предоставить информацию, несмотря на связанный с этим риск судебного преследования.
Науру, крошечный, опустошённый остров, площадью 21 квадратный километр, меньше по размеру, чем аэропорт Мельбурна. Население острова — 10 000 человек. Земли острова, опустошённого в результате сорокалетней добычи фосфатов, по большей части непригодны для обитания или сельхозобработки. Возможностей для трудоустройства крайне мало, основные службы, такие как здравоохранение или образование, по большей части неудовлетворительны.
Австралия принудительно переводит семьи с детьми, детей без сопровождения взрослых, неженатых мужчин и незамужних женщин на Науру с сентября 2012 в соответствии с Меморандумами о взаимопонимании, подписанными между двумя странами. Австралия согласилась нести все расходы, связанные с содержанием и приёмом просителей убежища и беженцев. Правительство Австралии потратило 415 миллионов австралийских долларов (314 миллионов долларов США) на эти операции на Науру в течение налогового года, закончившегося 30 апреля 2015 года: примерно 350 000 долларов США на каждого человека, содержавшегося на острове за этот год.
Те, кого перевели на Науру, первоначально провели около года или больше в тесных виниловых палатках в центре содержания, названном «Региональный центр приёма» (РЦП). При этом температура воздуха регулярно достигала 45-50 градусов по Цельсию, шли проливные дожди и случались наводнения.
Беженцы и просители убежища описывали условия своего содержания в этих палаточных лагерях как «похожие на тюрьму»: охранники регулярно обыскивали их палатки и конфисковывали «запрещённые» предметы — в том числе еду и иголки для шитья; в душе можно было находиться по две минуты, о чистоте туалетов никто не заботился.
РЦП управляла частная компания, нанятая правительством Австралии, которая полностью контролирует объект и несёт ответственность за поддержание здоровья и обеспечение необходимых условий для просителей убежища, содержащихся там. Австралия разделяет ответственность с Науру за нарушения прав человека, допущенные в отношении беженцев и просителей убежища.
Те, кого правительства Австралии и Науру признают в качестве беженцев, обычно проживают в открытых палаточных лагерях или других жилищах по всему острову. Семьям обычно выделяют сборные жилые блоки или приспособленные для жилья контейнеры, неженатых мужчин размещают в комнатах, где хватает места только для кровати и маленькой полки. По словам опрошенных, около трети из всех 1 200 беженцев и просителей убежища на Науру остаются в палатках.
С октября 2015 Науру предоставила просителям убежища большую свободу передвижения по острову; этот шаг большинство восприняло как реакцию на судебный процесс в Австралии, на котором оспаривается законность содержания лиц, ищущих убежища. Однако в отношении тех, кто остаётся в палатках, по-прежнему действует комендантский час, они не могут приносить в центр смартфоны, за ними следят охранники; помимо это, они сталкиваются и с другими ограничениями своей свободы.
Длительное содержание в ужасных условиях усугубило травмы, которые многие из них получили в результате судебных преследований в своих странах, а также в результате злоупотреблений и прочих опасностей, с которыми они столкнулись на пути в Австралию, как выяснили, в частности, Австралийская комиссия по правам человека и УВКБ ООН.
Опрошенные беженцы и просители убежища рассказали, что за время пребывания на острове у них развилась тревожность, они лишились сна, сталкиваются с перепадами настроения, затяжной депрессией и кратковременной потерей памяти. Дети начали мочиться в кровать, их мучают кошмары, в поведении появились хулиганские черты. Взрослые и дети открыто говорили о том, что хотят покончить с жизнью. Тем не менее беженцы на Науру не получают соответствующей поддержки или помощи психологов.
Стандарты медицинской помощи для беженцев и просителей убежища на Науру также низкие. Медицинское оборудование самое примитивное, приём у специалиста на регулярной основе недоступен. Стоматологические услуги в основном ограничиваются удалением зуба.
Беженцы и просители убежища рассказали о длительных задержках при необходимости специализированной консультации в случае серьёзных проблем со здоровьем, а также в тех случаях, когда необходим перевод в другие медицинские учреждения за пределами Науру для оказания помощи, недоступной на острове. В соответствии с новой политикой те, кого переводят в Австралию для оказания медицинской помощи, должны в большинстве случаев оставлять на острове членов своих семей, что является очевидной попыткой заставить их вновь вернуться на Науру.
Когда Amnesty International и Human Rights Watch высказали свою озабоченность по поводу качества медицинского обслуживания компании International Health and Medical Services, к чьим услуга обратилось австралийское правительство для организации предоставления медицинских услуг на Науру, руководили компании отрицали низкий уровень медицинской помощи на острове.
Физическая безопасность тех, кого содержат на Науру, также вызывает серьёзную озабоченность, - подчеркнули Human Rights Watch и Amnesty International. Многих просителей убежища избивали и грабили. Все опрошенные женщины заявили, что они никуда не могут пойти в одиночку. Опрошенные рассказали, что местная полиция практически не предпринимает никаких усилий для расследования нападений на них.
Дети, посещающие местные школы, описывали издевательства и притеснения со стороны местных учащихся, которые говорят, что им надо возвращаться обратно в свои страны. Многие вообще перестали ходить в школу.
Некоторые беженцы и просители убежища рассказали, что злоупотребления, с которыми они столкнулись, не оставляют им иного выбора, кроме как или всё терпеть, или просить о возвращении в страны, где они столкнутся с реальной угрозой преследования или другого серьёзного ущерба.
Австралийское правительство должно немедленно переселить беженцев в Австралию и закрыть центр содержания на Науру. Пока беженцы и просители убежища остаются на Науру, Австралия должна обеспечить, чтобы они получали качественную медицинскую помощь и психологическую поддержку. Науру должна открыть независимым наблюдателям ситуации с правами человека и журналистам доступ на остров, а Австралия должна открыть доступ в свои «центры приёма» лиц, ищущих убежища.