«Наша демократия, - предупредил вскоре после вступления в должность премьер-министр Нарендра Моди, - не продержится долго, если мы не сможем гарантировать свободу слова и выражения мнений». Важно, и это следует отметить отдельно, что это не только свобода высказывать конформистские взгляды - это также свобода выражать непопулярные, критические и даже оскорбительные мнения. Поэтому конституция Индии гарантирует свободу выражения мнений и поэтому страна подписала целый ряд международных договоров по правам человека.
В Индии эти гарантии опираются на славную традицию плюрализма и диспута. Когда эта традиция нарушалась, как например, во время печально известного чрезвычайного положения (1975-77 гг.), то это оставляло в истории страны неизгладимый след. К сожалению, сегодня эта традиция все еще находится под угрозой. Посягая на плюрализм и закрывая публичные обсуждения под предлогом защиты нации, власти подвергают опасности саму сущность Индии.
Обвинения в призывах к мятежу, выдвинутые против сотрудников индийского представительства Amnesty International - это лишь последняя из целой серии нападок на давно завоеванные свободы. Ранее в этом же году были арестованы за призывы к мятежу студенты Университета имени Джавахарлала Неру, которых перед этим травили и обливали грязью. Буквально через несколько дней был арестован С.А.Р. Гелани, бывший преподаватель университета Дели, также в соответствии с этим законом, которым когда-то так любила пользоваться британская администрация для подавления движение за независимость.
Как сообщается, за первые три месяца этого года за призывы к мятежу обвинили 19 человек. В течение многих лет мирные организации гражданского общества подвергались постоянным и широкомасштабным притеснениям. Ирония заключается в том, что те же самые люди, которые так кичатся своей самобытностью, с легкостью используют сомнительное наследство колониализма.
Ни один из сотрудников индийского представительства Amnesty International не участвовал в предполагаемом скандировании «антигосударственных» лозунгов на мероприятии, посвященном нарушениям прав человека в Кашмире. Мы являемся независимой правозащитной организацией, которая во всем мире борется за то, чтобы страны соблюдали международные нормы в области прав человека и, соответственно, не занимаем какой-либо стороны в таких вопросах, каким является, в данном контексте, самоопределение. Но если другие люди участвовали в предполагаемом скандировании лозунгов, их право делать это должно быть защищено, о чем ясно сказано в конституции Индии.
Это же право распространяется и на ABVP, молодежную организацию, которая первая обвинила нас в призывах к мятежу. Мы полностью и всецело поддерживаем их право мирно протестовать против нас. Если бы полиция приняла какие-нибудь меры, которые угрожали бы их праву на свободу выражения мнений, собраний или объединений, мы бы выступили в защиту их прав. Но в то же время мы не потерпим угроз в отношении наших сотрудников и не испугаемся попыток заставить нас замолчать или поставить вне закона нашу правозащитную деятельность.
Amnesty International не новичок в конфликтных ситуациях. Многие правительства критиковали на нас за то, что мы фиксировали нарушения прав человека. Как в 1977 году отметил Нобелевский комитет по присуждению премии мира, когда вручал Amnesty International эту награду, «великая и амбициозная цель» организации заключается в «содействии осуществлению принципов Всеобщей декларации прав человека во всех странах». И стремление к этой цели совсем не всегда добавляет нам популярности.
Враждебность, с которой сейчас столкнулась наша организация, напоминает реакцию, с которой мы уже сталкивались во многих других странах. Как, например, в Пакистане, когда мы назвали эту страну третьей в мире по количеству проводимых казней и обвинили правительство в провале реформы законов, оставшихся с колониальных времен, таких как закон о богохульстве. Или когда мы призвали привлечь к ответственности пакистанских военных за их действия в Белуджистане, в том числе за содержание задержанных в секретных тюрьмах, пытки, незаконные убийства, массовые захоронения и насильственные исчезновения.
Однако, в других случаях в Пакистане к нам относились с большей симпатией, например, когда мы критиковали незаконные убийства, совершенные беспилотниками США, часть которых возможно являются военными преступлениями. Тот доклад вышел в рамках нашей работы по освещению нарушений международного гуманитарного права армией США в Афганистане.
В июне мы также заявили, что США не сумели остановить поставки вооружений, закупленных для применения в Йемене, несмотря на растущее количество доказательств совершения там военных преступлений. Саудовская Аравия, возглавляющая военную коалицию в Йемене, также решительно возражала против нашей деятельности. Мы заявили, что на карту будет поставлен авторитет ООН, если Саудовская Аравия продолжит заседать в Совете по правам человека, а реальное и беспристрастное расследование ее нарушений прав человека в Йемене так и не будет проведено.
Но в Йемене мы занимались не только саудитами . В докладе, опубликованном в этом мае, Amnesty International подробно рассказала, как силы хуситов - основная цель военной кампании Саудовской Аравии - провели жестокую и целенаправленную кампанию против своих политических противников и других критиков их режима. Судя по благосклонным отзывам об этом докладе в саудовской прессе, не будет преувеличением сказать, что даже Саудовская Аравия считает возможным отдавать должное работе Amnesty International.
Как показывает наш доклад о хуситах, мы не специализируемся только на государствах. Amnesty International всегда выступает против нападений вооруженных группировок на гражданское население во всем мире. За последние месяцы на фоне небывалой волны насилия мы осудили нападения вооруженных группировок в Афганистане, Пакистане, Бангладеш, Франции, Бельгии, Ираке, Сирии, Иордании, Нигерии, Камеруне, Таиланде и других странах.
В Индии мы придерживаемся тех же принципов. В нашем докладе 2015 года о Кашмире мы критиковали власти за нарушения прав человека, совершенные в Кашмире в соответствии с законом «Об особых полномочиях вооруженных сил», в том числе незаконные убийства и насильственные исчезновения. И в том же докладе мы обратили внимание на то, что община кашмирских пандитов «пережила множество нападений оппозиционных группировок», что привело к «бегству из долины сотен тысяч людей».
Мы не будем извиняться за защиту прав человека где бы то ни было, в том числе и в Индии. Права человека не стоят на пути честолюбивых амбиций Индии. Напротив, права человека являются их неотъемлемой составляющей.
Автор: Чампа Патель, директор программ Amnesty International в Южной Азии
Впервые опубликовано в «The Hindustan Times»