Первое сентября – не только день знаний. Для североосетинского города Беслан – это день чудовищной трагедии, унесшей 12 лет назад жизни 334 человек. У родственников погибших до сих пор остались вопросы к российским властям, санкционировавшим штурм школы №1, сейчас их цинично пытаются заставить замолчать.
В очередную годовщину трагедии полиция Беслана задержала протестовавших родственников погибших, а также двух журналистов из Москвы. Утром, когда на панихиду в школу №1 прибыл и.о. главы Северной Осетии Вячеслав Битаров и другие чиновники, пять матерей погибших при штурме, в том числе лидер организации «Голос Беслана» Элла Кесаева, сняли с себя кофты и куртки – под ними оказались футболки с надписью «Путин – палач Беслана». По сообщению «Новой газеты», чей корреспондент Елена Костюченко была на месте событий, «сотрудники ФСБ и полицейские в штатском оттеснили женщин от центра зала, фактически заблокировав в углу». Пока мимо проходила официальная делегация во главе с Битаровым, они закрывали матерей погибших спинами.
Позже участницы акции, а также Костюченко и корреспондент издания «Такие дела» Диана Хачатрян были задержаны полицией.
«Задержание матерей Беслана в годовщину трагедии – вопиющий случай юридической слепоты и эмоциональной глухоты со стороны властей. Каждый человек имеет право выражать то, что он хочет, и тем способом, который он сочтет нужным. Это право не абсолютно, но любое его ущемление должны быть обосновано законом и преследовать законную цель. Запрет матерям требовать расследования гибели своих детей в годовщину их смерти не может иметь никакой законной цели», - заявил глава представительства Amnesty International в России Сергей Никитин.
Как сообщает «Новая газета», при задержании журналистов люди в штатском потребовали от Костюченко прекратить съемку и попытались отнять у нее камеру. Задержанным инкриминируется ст. 20.2 Кодекса об административных нарушениях (нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования). Журналистов вскоре освободили без составления протоколов.
«Вмешательство правоохранительных органов в работу журналистов в Беслане также нельзя расценивать никак иначе, как покушение на свободу слова», - добавил он.
Amnesty International не проводила собственного расследования обстоятельств штурма бесланской школы №1, но сразу же после трагедии высказала обеспокоенность тем, что власти скрывали истинный масштаб кризиса и дезинформировали общественность в отношении числа заложников.
Всего в школе, захваченных боевиками под руководством Руслана Хучбарова, оказались более 1000 человек. Шедшие три дня переговоры не принесли результатов, 3 сентября в здании произошел взрыв, после которого начался штурм школы. Жертвами этих событий стали 334 человека, в том числе 186 детей.
Фото: Елена Костюченко / «Новая газета»