Видеозапись и спутниковые снимки, на которых видны стихийно возникшие захоронения и могильники, дают редкую возможность увидеть пустынную ничейную территорию между Иорданией и Сирией, на которой ютятся десятки тысяч беженцев, вот уже два месяца практически отрезанных от гуманитарной помощи, - заявила Amnesty International.
Актуальные сведения, собранные организацией у тех, кто находится на этой пустынной территории, складываются в картину отчаянных человеческих страданий и вновь иллюстрируют трагические последствия неспособности стран всего мира разделить ответственность за глобальный кризис с беженцами. На следующей неделе мировые лидеры соберутся на саммит в Нью-Йорке, чтобы в ходе двух встреч на высшем уровне обсудить проблему беженцев.
«Ситуация, которая сложилась на этой территории, стала мрачным отражением последствий провальной неспособности мировых государств разделить ответственность за глобальный кризис с беженцами. Эффект домино, порождённый этим провалом, проявился в том, что многие соседи Сирии закрыли свои границы для беженцев», - заявила Тирана Хассан, директор по реагированию на кризисные ситуации Amnesty International.
«Люди, оказавшиеся в ловушке на этой пустоши, находятся в отчаянном положении: у них на исходе продовольствие, их терзают болезни. В некоторых случаях люди страдают и даже умирают от болезней, которые поддаются излечению, просто потому, что им закрыт въезд в Иорданию; власти также заблокировали поставки гуманитарной помощи, оказание медицинской помощи и сколько-нибудь значимое гуманитарное содействие».
Соседи Сирии, принявшие на своей территории людей, подавляющее большинство которых спасаются от конфликта (в том числе Иордания, разместившая у себя 650 000 беженцев), испытывают серьёзные трудности в обеспечении их необходимыми ресурсами. В преддверии двух саммитов, которые должны состояться на следующей неделе, Amnesty International призывает мировых лидеров отставить риторику и принять конкретные обязательства, связанные со справедливым распределением беженцев, которые бы позволили ослабить давление на те страны, которые разместили у себя наибольшее число беженцев. Организация также призывает Иорданию немедленно открыть доступ в страну беженцам, находящимся на нейтральной территории.
Гуманитарная помощь тем, кто оказался на нейтральной полосе, и без того уже ограниченная, полностью прекратилась после того, как власти Иордании закрыли пограничные переходы Рукбан и Хадалат. Это произошло после нападения 21 июня, в результате которого были убиты семеро пограничников. С этого момента для 75 000 человек, терпящих лишения на этой территории, удалось осуществить только одну поставку продовольствия, произведённую в начале августа. Иорданские власти закрыли агентствам по оказанию гуманитарной помощи доступ на нейтральную территорию, из-за этого они были вынуждены забрасывать припасы на песчаную пустошь кранами.
Абу Мохамед, живущий в стихийном лагере в Рукбане уже пять месяцев, сказал, что ситуация там резко ухудшилась после нападения 21 июня.
«Гуманитарная ситуация очень плохая, особенно сильно страдают дети. У нас есть питьевая вода, но почти никакой еды или молока… [это] ужасно», - сказал он.
«Многие люди умерли… Нам выдавали только рис, чечевицу и килограмм сушёных фиников, и это на целый месяц, больше ничего. Люди в Рукбане совершенно пали духом».
На видеозаписи, полученной Amnesty International, видны два стихийно возникших захоронения в Рукбане, включающих десятки могильников в непосредственной близости от палаток беженцев.
Отсутствие доступа к надлежащей медицинской помощи и ужасные условия проживания – это смертельное сочетание. Плохая гигиена, плохие санитарные условия и ограниченный доступ к чистой воде привели, как сообщается, к вспышке гепатита, который, по всей видимости, является главной причиной детской смертности в Рукбане.
Гуманитарные источники отмечают, что начиная с июня имели место по меньшей мере 10 случаев смерти от гепатита. Источники в Рукбане сообщили, что среди умерших было много детей, страдавших от желтухи, возникающей в результате гепатита.
Работники гуманитарных организаций также сообщали о том, что с 21 июня было зафиксировано по меньшей мере 9 смертельных случаев при родах. Сообщается, что среди беженцев, не имеющих доступа к медицинской помощи, находится значительное число беременных женщин.
Общее число произошедших на этой территории смертельных случаев трудно установить из-за отутствия доступа.
По сообщениям источников в Рукбане в конце августа 20-летний мужчина умер от осложнений желтухи, возникшей, скорее всего, в результате гепатита. Как собщается, он умер от кровопотери в результате желудочно-кишечного кровотечения. Отсутствие медицинской помощи означало, что для спасения его жизни невозможно было ничего сделать.
Среди прочих наиболее распространённых в лагере болезней названы респираторные инфекции, обезвоживание, лейшманиоз и диарея.
На спутниковых снимках, полученных Amnesty International, видно, что с октября 2015 плотность населения вокруг двух стихийных приграничных лагерей в Рукбане и Хадалате значительно увеличилась.
И хотя число беженцев в Хадалате несколько уменьшилось после прекращения гуманитарной помощи в июне и осуществлявшихся поблизости российских авиаударов в июле, в целом на нейтральной полосе наблюдается устойчивый рост числа беженцев.
В Рукбане общее число временных убежищ выросло с 368 всего год назад до 6 563 в конце июля 2016, а совсем недавно, в сентябре 2016 года, увеличилось до 8 295. Этот резкий приток подчёркивает тот факт, что за поседние несколько месяцев тысячи человек по-прежнему вынуждены были бежать от конфликта в Сирии, где военные преступления и другие тяжкие нарушения совершаются ежедневно.
Иорданские власти неоднократно приводили сображения безопасности в качестве причины для закрытия границы и прекращения гуманитарных операций на нейтральной полосе. Министр по делам СМИ и коммуникаций Иордании Мохаммед аль-Момани рассказал Amnesty International, что территория вокруг этой пустоши «становится анклавом ДАИШ» (который контролирует вооружённая группировка, называющая себя «Исламским государством»; организация запрещена в РФ). В то же время он признал, что гуманитарная ситуация там тяжёлая и заявил, что Иордания готова принять свою долю ответственности. Он также призвал ООН и международное сообщество справедливо разделить ответственность за беженцев, находящихся на нейтральной полосе.
«Нет сомнений, что безопасность является важным соображением, однако защита людей в Иордании не должна осуществляться в ущерб предоставлению гуманитарной помощи и защите тех, кто отчаянно в ней нуждается», - подчеркнула Тирана Хассан.
Иордания ранее позволяла беженцам из Сирии пересекать свою границу, проводя при этом тщательную проверку и процедуры регистрации до того, как разрешить им въезд в страну. Власти могут снова использовать эти процедуры для того, чтобы открыть двери беженцам, спасающимся от конфликта в Сирии, и в то же время обеспечить безопасность.
ООН сейчас обсуждает с властями Иордании планы переместить пункты распределения гуманитарной помощи примерно на 2 километра вглубь нейтральной территории, тем самым отодвинув их от иорданской границы и создав буферную зону, что позволило бы возобновить гуманитарные операции.
«Распределяется ли помощь у границы нейтральной полосы или в 2 километрах от неё – это никак не меняет того факта, что десятки тысяч человек, ищущих международной защиты, блокированы у порога Иордании, а также не отменяет обязательства властей предложить безопасное убежище тем, кто спасается от конфликта и преследований», - заявила Тирана Хассан.
«Прямо или косвенно принуждая беженцев вернуться в Сирию, отказывая им в доступе и навязывая им неприемлемые условия проживания, власти тем самым грубо нарушают международные обязательства Иордании. Власти должны разрешить беспрепятственный гуманитарный доступ к беженцам, оказавшимся в западне. Любые попытки принудить или попросить их уйти следует прекратить».
Тем не менее, любое долгосрочное решение этой проблемы должно носить глобальный характер. На международном уровне предоставление мест для переселения беженцев из Сирии остаётся вопиюще недстаточным. Страны региона по-прежнему вынуждены нести основное бремя кризиса с беженцами, когда более четырёх миллионов беженцев размещены всего лишь в трёх странах.
«Без реальных обязательств по увеличению квот на переселение, подкреплённых конкретными действиями, саммиты по беженцам на следующей неделе станут не более чем символическим жестом», - заявила Тирана Хассан.
«Неспособность обеспечить долгосрочное решение для беженцев, ютящихся на нейтральной полосе в песках, станет провалом для всех мировых государств; более того, это обозначит их несостоятельность в отношении кризиса с беженцами по всему миру».
Спутрниковое изображение массового захоронения в стихийном лагере беженцев в Рукбане © CNES 2016, Distribution AIRBUS DS
Спутниковое изображение второго массового захоронения в Рукбане © CNES 2016, Distribution AIRBUS DS.
Рост числа временных жилищ в Рукбане, сентябрь © CNES 2016, Distribution AIRBUS DS. Data via UNOSAT