Успех исторического мирного соглашения между правительством Колумбии и крупнейшими повстанческими группировками страны, официально подписанного в Картахене, зависит от способности властей Колумбии установить истину, а также обеспечить правосудие и компенсации для миллионов жертв конфликта, продолжавшегося более 50 лет, - заявила Amnesty International.
Мирное соглашение необходимо будет ратифицировать в ходе референдума, который состоится 2 октября.
«Сегодня у Колумбии есть все основания торжествовать. Теперь власти должны гарантировать, что это историческое соглашение не будет подорвано, и обеспечить, чтобы все, кто несёт ответственность за отвратительные преступления по международному праву, совершённые в отношении миллионов людей за полвека, предстали перед правосудием», - заявила Эрика Гевара-Росас, директор региональной программы Amnesty International по Южной и Северной Америке.
«Вина тех, кто совершал преступления, приказывал совершать их, либо получал какую-либо выгоду от их совершения (включая представителей бизнеса и политиков) – не может и не должна быть снята одним росчерком пера».
Правосудие переходного периода, формы которого были определены в прошлом году по соглашению между правительством Колумбии и Революционными вооружёнными силами Колумбии (ФАРК), будет действовать таким образом, чтобы обеспечить в определённой степени установление истины, правосудие и компенсации для части жертв этого конфликта.
Тем не менее, многие из его положений, по всей видимости, не вполне соответствуют международному праву и стандартам в отношении обеспечения прав пострадавших. Например, наказания для тех, кто признал свою ответственность за совершение военных преступлений и преступлений против человечности, не отражают тяжести содеянного. Сходным образом существующее определение ответственности командования может позволить многим командирам повстанцев и силовых структур уйти от ответственности за нарушения прав человека и злоупотребления, допущенные их подчинёнными.
Со времён наибольшего разгула насилия Колумбия прошла большой путь. Тем не менее, нарушения прав человека, проявления насилия в отношении маргинализованных общин, особенно в отношении представителей коренных народностей, выходцев из Африки и крестьянских фермерских общин, а также в отношении правозащитников, лидеров общин, профсоюзных деятелей и активистов по защите земельных прав, - по прежнему остаются безнаказанными.
«Большая часть этих нападений (установлено, что многие из них были совершены военизированными формированиями, которые продолжают действовать несмотря на их предполагавшуюся ещё десять лет назад демобилизацию) не были связаны с ведением боевых действий и зачастую совершались по экономическим интересам. Многие из общин, подверженных угрозе нападений, - это именно те общины, которые выступают против эксплуатации их земель и территорий горнодобывающими, инфраструктурными, промышленными и агропромышленными концернами», - подчеркнула Эрика Гевара-Росас.
Прекращение боевых действий между правительственными силами и ФАРК мало чем сможет помочь прекращению подобных нападений до тех пор, пока власти не предпримут эффективных действий по борьбе с нападениями этих вооружённых группировок на мирных жителей, и не призовут к ответу тех представителей власти, политиков и бизнесменов, которые поддерживают их.
«Для того, чтобы любое мирное соглашение было эффективным и продолжительным, оно должно реализовываться в очень тесном взаимодействии с теми гражданами, группами и общинами, которые пострадали от продолжавшегося десятилетиями кровавого конфликта. Без этого соглашение останется не более чем словами, написанными на бумаге», - заявила Эрика Гевара-Росас.
7.9 миллионов – число жертв вооружённого конфликта; почти половина из них - женщины. (Unidad para la Atención y Reparación Integral a las Víctimas, UARIV, сентябрь 2016)
6.9 миллионов – стали жертвами насильственного перемещения. (UARIV)
267,000 – случаи убийств, связанных с конфликтом; по большей части их жертвы – мирные жители. (UARIV)
4,392 – жертвы возможных внесудебных казней, зафиксированных Управлением Генерального прокурора (Колумбийское управление Верховного Комиссара ООН по правам человека, март 2016).
46,386 – жертвы насильственного исчезновения (UARIV).
29,622 – были похищены (UARIV).
11,062 – жертвы противопехотных мин и неразорвавшихся боеприпасов (UARIV)
8,022 – число детей-солдат, завербованных в военизированные и повстанческие формирования. (UARIV)
63 – число правозащитников, убитых в 2015 году; среди них представители коренных народностей, выходцы из Африки и лидеры крестьянских общин. Пятьдесят два человека из этого числа были убиты за первые девять месяцев 2016 года. (По данным программы «Мы – защитники»).
20 – число членов профсоюзов, убитых в 2015 (По данным «Национальной школы профсоюзов» (Escuela Nacional Sindical).