При попустительстве военного правительства Таиланда, пришедшего к власти в 2014 году в результате переворота, по всей стране расцвела культура пыток и жестокого обращения. Военнослужащие и полицейские преследуют предполагаемых повстанцев, политических оппонентов и представителей наименее защищённых слоёв населения. Об этом говорится в новом докладе Amnesty International, выпущенном сегодня.
В докладе под названием “Make Him Speak by Tomorrow”: Torture and Other Ill-Treatment in Thailand” «„Чтоб до завтра заговорил“. Пытки и жестокое обращение в Таиланде» задокументированы 74 случая пыток и жестокого обращения со стороны военнослужащих и полицейских, которые били задержанных, душили их полиэтиленовыми пакетами, руками и верёвками, погружали головой в воду, применяли электрошок к их гениталиям, подвергали прочим видам унижений.
«Таиланд может сколько угодно твердить, что борется с пытками, но дела говорят лучше слов. Военные власти Таиланда, благодаря принятым ими же законам, позволяют расцветать культуре пыток, в которой виновные остаются безнаказанными, а жертвы не могут добиться справедливости», — сказал директор Amnesty International по Юго-Восточной Азии и Тихоокеанскому региону Рафенди Джамин.
Согласно закону о военном положении и принятым после переворота указам, военнослужащие могут до недели держать людей без связи с внешним миром на неофициальных объектах, где, по словам многих опрошенных Amnesty International пострадавших, всё это время их подвергали пыткам и жестокому обращению.
Таиландская полиция также применяет пытки и жестокое обращение к самым разным людям, в том числе к мигрантам, предполагаемым наркоманам, представителям национальных меньшинств. Как стало известно Amnesty International, после переворота такие нарушения участились.
В обстановке, когда мало кто осмеливается критиковать власти публично, а против правозащитников возбуждают уголовные дела о клевете за публикацию информации о пытках, много случаев пыток и жестокого обращения замалчивается. Из соображений безопасности ужасающие рассказы пострадавших и их родственников приводятся в докладе на условиях анонимности.
Вскоре после переворота военные арестовали «Тала» (не настоящее имя) и семь дней продержали его под стражей, не раскрывая его местонахождения. Всё это время его постоянно пытали разными способами и жестоко избивали.
«Мне надели на голову полиэтиленовый пакет и не снимали, пока я не потерял сознание, а потом вылили на меня ведро холодной воды, — вспоминал он в разговоре с Amnesty International. — Они применяли электрошок к моему пенису и груди. Меня обездвиживали, ноги связывали; лицо было закрыто полиэтиленовым мешком и заклеено скотчем».
После того дня, который «Тал» называет худшим за всё время пыток, он попросил военнослужащих прикончить его. «Умоляю, пристрелите меня, — обратился он к мучителям, — и отдайте мой труп родным».
Многие из пострадавших от пыток рассказывали Amnesty International, что их пытали именно в первые семь дней после задержания, то есть тогда, когда военным разрешается удерживать их на неофициальных объектах, без связи с внешним миром и каких-либо других гарантий защиты от жестокого обращения.
Ещё один пострадавший от пыток, «Ратки», подвергся жесточайшим истязаниям, как физическим, так и психологическим. Его постоянно били, погружали головой в воду, душили мусорным пакетом и проводом, угрожали пистолетами и гранатами. Военнослужащие дёргали его за пенис и не давали спать.
Как видно из доклада, в армии Таиланда царит культура, способствующая пыткам и подталкивающая к ним. Бывший младший офицер Королевской армии Таиланда, с которым поговорили авторы доклада, сообщил, что военнослужащих, которым приказывают допросить задержанных, часто напутствуют словами «чтоб до завтра заговорил».
«Офицера наказывают, если он не обеспечивает результат, — сказал бывший младший офицер Amnesty International. — В армии люди используют для контроля силу, а не мозги. Приказ окончательный… Если не будет результата, тебя накажут».
Несмотря на то что Таиланд присоединился к Конвенции ООН против пыток и юридически обязан соблюдать её положения, в стране до сих пор нет отдельного закона, выделяющего пытки как отдельное уголовное преступление. Кроме того, тайское право позволяет судьям на своё усмотрение решать вопрос о приемлемости «доказательств», полученных под пытками. Расследование жалоб происходит редко, а возбуждение по ним уголовных дел — и того реже.
Такое положение дел усугубляется нормативно-правовой базой, принятой после переворота и дающей военным право произвольно задерживать людей на срок до семи дней, не сообщая об их местонахождении, благодаря чему пытки остаются невидимыми, а страдания жертв — незамеченными.
Закон «О военном положении», который непрерывно действовал на беспокойном юге страны с 2006 года, а также ряд указов, принятых после переворота Национальным советом по поддержанию мира и порядка (так называет себя правящая хунта), аннулировали существующие в тайском праве гарантии защиты от пыток. Организация Amnesty International обнаружила, что пытки и жестокое обращение наиболее часто применяются военными на допросах именно в период неподконтрольного содержания под стражей, установленный этими нормативными актами.
«Большинство пострадавших слишком запуганы, чтобы что-то рассказать. Если они подадут жалобу, суды, скорее всего, их проигнорируют. И те же самые суды с готовностью примут выбитые признания, даже если подсудимый откажется от своих слов. Мучителей не наказывают за их преступления, а пострадавшие обречены на череду несправедливостей», — сказал Рафенди Джамин.
Задержанного вскоре после переворота «Лэрта» (не настоящее имя) на протяжении четырёх дней допрашивали до 10 часов в сутки, не давая воды. На допросах его избивали два, иногда три человека; били кулаками, ногами и оружием.
По словам Лэрта, таким образом его хотели заставить признаться. На второй день допросов один из военнослужащих сказал: «Либо ты сегодня заговоришь, либо неприятности будут у твоей семьи. Я знаю, где [они] живут».
В докладе Amnesty International властям Таиланда рекомендуется предпринять ряд простых шагов, способных эффективно устранить правовые и институциональные изъяны, благоприятствующие пыткам.
Они включают в себя прекращение неподконтрольного содержания под стражей; признание пыток уголовным преступлением; запрет на использование «доказательств», полученных в результате пыток и жестокого обращения; расследование сообщений о пытках и привлечение виновных к ответственности; создание независимого наблюдательного органа для надзора за местами содержания под стражей; предоставление пострадавшим средств правовой защиты.
«Пытки не только унижают пострадавшего. Они разъедают душу того, кто пытает, уничтожая в нём всё человеческое. Гарантии от пыток защищают не только задержанных. Помимо того, они защищают и людей в форме, удерживающих их под стражей, и олицетворяемое теми государство», — отметил Рафенди Джамин.
Сейчас в Таиланде готовится проект закона «О предотвращении и ликвидации пыток и насильственных исчезновений», предусматривающий уголовную ответственность за пытки и прочие гарантии защиты от пыток.
«Если новый закон будет приведён в соответствие с Конвенцией ООН против пыток и особенно если он обеспечит эффективное независимое расследование жалоб на пытки, это станет важным шагом к искоренению этих отвратительных преступлений в Таиланде», — заключил Рафенди Джамин.
«„Чтоб до завтра заговорил“. Пытки и жестокое обращение в Таиланде»