Правительство Австралии создало тщательно продуманную систему жестокого обращения с беженцами и просителями убежища, беззастенчиво нарушая нормы международного права, только для того, чтобы не дать беженцам добраться до своих берегов, говорится в сегодняшнем докладе Amnesty International.
В докладе Amnesty International «Остров отчаяния», в основе которого лежат месяцы исследований и более 100 интервью с людьми на Науру и в Австралии, рассказывается о том, что политика австралийского правительства по «рассмотрению ходатайств» беженцев и просителей убежища в лагере на острове Науру - это политика преднамеренного и систематического жестокого обращения и пренебрежительного отношения к людям.
«На Науру правительство Австралии управляет тюрьмой под открытым небом с целью заставить страдать одних из самых уязвимых людей в мире настолько сильно, чтобы они отказались от попыток найти убежище в Австралии», - заявила Анна Нейстат, старший директор по исследованиям в Amnesty International, одна из немногих, кому удалось попасть на отдаленный и закрытый остров для того, чтобы расследовать нарушения прав человека.
«Правительство Австралии изолировало уязвимых женщин, мужчин и детей в труднодоступном месте, которое они не могут покинуть, с одной конкретной целью - заставить этих людей страдать. Их страдания невыносимы, а в некоторых случаях уже и необратимы».
Всего через несколько недель после того, как премьер-министр Австралии Малькольм Тернбулл на Саммите ООН по проблемам беженцев расхваливал политику своего правительства, как пример для подражания, в докладе Amnesty International говорится о том, что политика Австралии, направленная на запугивание беженцев, имеет прямое отношение к шокирующему списку нарушений прав человека.
«Политика правительства Австралии - это очевидный пример того, как ни в коем случае не должны действовать страны. Эта модель сводит защиту беженцев до минимума и наносит им максимальный ущерб. По сравнению с остальными странами мира Австралия лидирует в вопросе беженцев лишь в том, что относится к ним максимально жестоко», - подчеркнула Анна Нейстат.
«Шесть десятилетий назад после того, как австралийское правительство поставило свою подпись, вступила в силу Конвенция о статусе беженцев. Печальная ирония заключается в том, что сегодня страна, которая столь многим обязана беженцам, грубо нарушает международное право и призывает другие страны последовать ее примеру».
Австралия потратила миллионы долларов на создание и содержание своей крайне негуманной системы рассмотрения ходатайств беженцев за рубежом. По оценкам австралийской счетной палаты, ежегодно страна тратит в ходе процесса рассмотрения дел беженцев на Науру и острове Манус в Папуа-Новой Гвинее более 573 000 австралийских долларов на одного человека.
Большая часть этих денег была потрачена на компании, работающие по контракту на Науру, многие из которых уже заявили, что они прекратят свою работу на острове. Сотрудникам этих компаний, которые обнародовали сведения о нарушениях прав человека, теперь угрожает уголовное преследование за разоблачение катастрофической ситуации на Науру.
«Власти Австралии должны принять такое же решение, а именно - закрыть центр «оформления беженцев» на острове и эффективнее потратить деньги налогоплательщиков, признав, что каждый проситель убежища и беженец на Науру имеет право немедленно въехать на территорию Австралии. Эти люди не могут больше ни минуты ждать гуманного решения», - отметила Анна Нейстат.
Беженцы и просители убежища на Науру стали объектами жестокого обращения со стороны некоторых местных жителей, в том числе людей, занимающих руководящие должности. Несмотря на сообщения о десятках нападений, в том числе сексуального характера, на беженцев и просителей убежища со стороны местных жителей, Amnesty International ничего неизвестно о случаях привлечения граждан Науру к ответственности.
Просителей убежища и беженцев, напротив, произвольно арестовывают и заключают под стражу. Как сообщил Amnesty International один из сотрудников лагеря, «произвольные аресты постоянно применяются на Науру как средство запугивания».
Хамид Реза Надаф, иранский беженец, у которого есть сын, сказал, что его арестовали и продержали в тюрьме с 3 июня по 7 сентября на основании очевидно сфабрикованных доказательств.
Его задержание возможно было связано с тем, что он сделал несколько фотографий Центра оформления беженцев (ЦОБ). Его восьмилетний сын, который, как сообщается, болен туберкулезом, оставался в ЦОБ один в течение большей части трехмесячного заключения Надафа.
Власти Науру также арестовывают просителей убежища и беженцев за причинение себе вреда, в том числе в случаях, когда именно бессрочное пребывание на Науру привело к резкому ухудшению психического здоровья.
«Это настоящая ловушка. Люди в отчаянии пытаются покончить с собой, чтобы вырваться из нее, но оказываются за решеткой, брошенные в тюрьму внутри тюрьмы», - отметила Анна Нейстат.
Почти все, с кем разговаривала Amnesty International, в том числе маленькие дети, страдают от проблем с психическим здоровьем. По мнению Королевской австралийской и ново-зеландской коллегии психиатров, нет никаких сомнений в том, что продолжительное содержание под стражей на неопределенный срок оказывает непосредственное и негативное влияние на психическое здоровье людей.
Люди, у которых есть нарушения психического здоровья и многие другие заболевания, не получают необходимой помощи. Лалэ (не настоящее имя) бежала из Ирана вместе с мужем и трехлетней дочерью. Лалэ сказала Amnesty International, что у нее депрессия, но «их это не волнует».
У Нахаль (не настоящее имя), дочери Лалэ, также возникли проблемы со здоровьем за 18 месяцев, которые семья провела в палатке на Науру. Диагностировав у Нахаль проблемы с психическим здоровьем, врач прописал ей не предназначенные для детей лекарства.
Когда Лалэ и ее муж спросили об этом у врача, он отмахнулся от их вопросов. «Он сказал: «Если вам это не нравится, возвращайтесь на родину», - рассказали они Amnesty International.
«Создается впечатление, что австралийское правительство умышленно не предоставляет адекватного лечения людям, у которых ухудшается состояние психического здоровья, и это является частью его политики по сдерживанию потока мигрантов».
«Доктор Петер Янг, бывший директор по психическому здоровью в International Health and Medical Services, сказал Amnesty International, что в зарубежном центре по оформлению беженцев «все подчинено одной цели - «остановить лодки (с беженцами)».
Amnesty International обнаружила, что обращение с беженцами и просителями убежища на Науру может быть приравнено к пыткам.
Сочетание серьезных психических расстройств, от которых страдают беженцы, преднамеренно жестокий характер действующей системы и тот факт, что целью существования зарубежного Центра оформления беженцев является запугивание и принуждение других для достижения конкретного результата, означает, что австралийский режим «рассмотрения ходатайств» подпадает под определение пытки в соответствии с нормами международного права.
Нынешний премьер-министр Австралии, Малькольм Тернбулл, утверждал, что правительство Австралии должно принять необходимые меры к тому, чтобы этот режим «рассмотрения ходатайств» был суровым.
В мае 2014 года, находясь на посту Министра связи и средств массовой информации, он заявил: «Мы принимаем жесткие меры (и) некоторые даже назвали бы их жестокими… [но] если вы хотите остановить контрабанду людей, вы должны действовать очень и очень жестко».
В сентябре 2015 года, выражая обеспокоенность по поводу условий жизни на Науру, Малькольм Тернбулл заявил: «Теперь я знаю, что это жестко, у нас жесткая политика охраны границы, можно сказать, что это жестокая политика, но она работает».
Несмотря на то, что Австралия не хочет, чтобы стал известен истинный масштаб нарушений, совершаемых на Науру, и пошла на исключительные меры, чтобы их скрыть, потенциальные просители убежища должны быть в курсе того, что они будут наказаны за свои попытки добраться до Австралии морским путем. «Успешная» охрана границ напрямую зависит от человеческих страданий.
«Политика, которую Австралия представляет на мировой арене как свой успех, это та же самая политика, которую она уже признала перед общественностью как жестокую. Эта политика, легитимизирующая систематические нарушения, означает, что в тупике оказываются не только беженцы, но и сама Австралия. Этой политикой Австралия заслужила крайне дурную славу как страна, которая делает все, что в ее силах для того, чтобы беженцы не добрались до ее берегов, а люди, которые все-таки готовы рискнуть, были наказаны», - заключила Анна Нейстат.