• Применение оружия против гражданского населения
• Целенаправленные убийства и изнасилования
• Неспособность ООН адекватно защитить мирное население
• Призыв к эмбарго на поставки оружия
Правительственные войска Южного Судана несут ответственность за преднамеренные убийства гражданского населения, изнасилования женщин и девочек и грабежи, произошедшие в июле этого года в столице страны Джубе, говорится в опубликованном сегодня новом докладе Amnesty International.
«Правительственные войска Южного Судана убивали мужчин из народности нуэр, насиловали женщин и девочек и занимались массовым мародерством», - заявила Джоанна Маринер, старший эксперт Amnesty International по вопросам реагированию на кризисные ситуации.
«Эти нападения правительственных сил еще раз подтверждают необходимость срочного введения эмбарго на поставки оружия в Южный Судан для того, чтобы остановить приток оружия, и создания механизма по контролю за соблюдением этого эмбарго. Государства не должны извлекать выгоду из торговли оружием, которое используется для убийства мирных жителей».
Доклад опубликован в преддверии полевой миссии Совета мира и безопасности Африканского союза в Южный Судан, которую намечено провести с 28 по 30 октября.
Amnesty International призывает Совет мира и безопасности АС в ходе своей поездки обратить особое внимание на вспышку насилия в июле и принять меры для создания независимого смешанного суда, способного проводить расследования и привлекать к ответственности за эти и другие преступления.
Новый доклад «Мы не верили, что выживем»: убийства, изнасилования и мародерство в Джубе» посвящен преступлениям по международному праву, совершенным правительственными силами, а также неадекватной реакции на них со стороны ООН. Доклад основан на полевых исследованиях, проведенных Amnesty International в июле, августе и сентябре 2016 года, и подробно рассказывает о преднамеренных убийствах, неизбирательных нападениях, изнасилованиях и массовом мародерстве, совершенных армией Южного Судана.
Шестилетняя Джой Камиса была убита ракетой, выпущенной боевым вертолетом, которая попала в дом ее бабушки, находящийся в Джубе в районе Гуделе.
Ньямух было два с половиной года, когда она скончалась от осколочного ранения в голову. Она и несколько ее братьев и сестер, живших в убежище, специально предназначенном для гражданского населения (убежище для защиты гражданского населения) на базе ООН в районе Джебел в Джубе, подорвались на взрывном устройстве, когда пытались добраться до главной базы ООН. Ее братья и сестры тоже были ранены, но выжили.
Бель Гат Куот, 26 лет, сидел во дворе дома своего деда, когда, по словам очевидцев, «откуда-то прилетела пуля» и попала ему в правую ногу, сломав большую берцовую кость. В рану попала инфекция и он умер через несколько дней.
Лили погибла в районе Гуделе в своем доме, когда правительственный танк целенаправленно сравнял его с землей.
«Позор, что правительство Южного Судана до сих пор может свободно приобретать оружие, несмотря на то что оно систематически использует его для совершения тяжких преступлений по международном праву и нарушений прав человека. Международное сообщество должно ввести всеобъемлющее эмбарго на поставки оружия или оно рискует оказаться замешанным в этих нарушениях», - отметила Джоанна Маринер.
В докладе также говорится о нарушениях прав человека, совершаемых силами вооруженной оппозиции, Оппозиционной народной армией освобождения Южного Судана (ОНАОЮС). Там подробно рассказывается о том, как бойцы оппозиции несколько раз, 10 и 11 июля, проникали в убежища для гражданского населения на базе ООН в районе Джебел и, по крайне мере один раз, в массовом порядке.
Неясно, пытались ли они таким образом защититься от атак или препятствовать продолжению военных действий, что считалось бы военным преступлением - использованием людей в качестве «живого щита», но независимо от их намерений подобные маневры подвергли опасности тысячи мирных жителей, укрывшихся в этих убежищах.
Другая проблема заключалась в расположении базы ОНАОЮС в районе Джебел рядом с убежищем для гражданских лиц, из-за чего мирные жители находились в непосредственной близости к столкновениям между правительственными и оппозиционными силами.
Боевые действия начались 8 июля с перестрелки у президентского дворца между войсками, лояльными президенту Сальва Кииру, и боевиками, выступившими на стороне вице-президента Рика Мачара. Вскоре после этого правительственные войска начали целенаправленно нападать на людей по признаку их этнической принадлежности и предполагаемых политических взглядов.
Джон Гатлуак Мангут Нхиаль, 32-летний журналист, с характерными для народа нуэр ритуальными шрамами на лице, был застрелен 11 июля солдатом правительственных войск в ходе рейда в Terrain Hotel, в то время как другие солдаты, издеваясь, кричали ему «нуэр, нуэр».
Женщина из народности динка, 24-х лет, чей муж, нуэр, считается пропавшим без вести с июля месяца, рассказала Amnesty International, что солдаты правительственных сил ворвались в их дом и арестовали ее мужа и деверя. Когда она сказала солдатам, что эти двое мужчин работают на правительство, то, по ее словам, солдаты ответили, что даже если они и работают на правительство, они все равно нуэр, а «нуэр - мятежники».
«Вся моя жизнь рухнула», сказала она Amnesty International, - «Без него она просто потеряла смысл».
Солдаты также искали женщин народности нуэр, чтобы их изнасиловать, и не только для того, чтобы причинить им боль, но также и для того, чтобы унизить и наказать их мужей. Женщина из народности нуэр, 35-ти лет, которую изнасиловали три солдата, сказала, что солдаты особо подчеркнули: «Твой муж - нуэр, наш враг». Она сказала, что когда они ее наконец отпустили, ее одежда была вся в крови, .
Солдаты правительственных сил насиловали и других женщин и девочек, которые были не из народности динка. Представитель этнической группы куку рассказал, что две его сестры, 14 и 17 лет, были 11 июля изнасилованы солдатами в их семейном доме в Джубе в районе Мунуки. Он сказал, что солдаты, которые также разграбили дом, обвинили семью в том, что те поддерживают Мачара.
Исследование Amnesty International выявило серьезные недостатки в деятельности миротворческих сил ООН. В докладе реакция ООН на насилие названа «неадекватной и вызывающей разочарование» и подробно рассказывается о том, как миротворцы ООН не смогли защитить мирных жителей от убийств и изнасилований.
Женщина из народности нуэр, 24-х лет, которая была изнасилована пятью солдатами правительственных войск прямо перед базой ООН в районе Джебел, сказала, что миротворцы ООН и охранники из частной охранной фирмы могли видеть нападение, но не пришли ей на помощь. Войска ООН также не вмешивались во время нападения на Terrain Hotel, во время которого несколько женщин подверглись групповому изнасилованию, хотя он находится всего в километре от их базы.
Во время боев миротворцы ООН также ушли со своих позиций, когда попали под огонь у одного из убежищ, POC 1, и оставили гражданских лиц без какой-либо защиты.
Войска ООН подвергали опасности жизни мирных жителей как своими действиями, так и своим бездействием. Во время одного из инцидентов полицейский ООН на базе ООН в районе Джебел выстрелил гранатами со слезоточивым газом в толпу напуганных гражданских лиц из народности нуэр.
«Силы ООН не сумели выполнить свою миссию по защите гражданского населения и бездействовали в то время, как людей убивали и насиловали», - подчеркнула Джоанна Маринер.
В новом докладе также критикуется использование военных судов при рассмотрении дел солдат, подозреваемых в нарушениях прав человека. В нем сделан вывод о том, что хроническое отсутствие в Южном Судане подлинного правосудия за такие преступления, как убийства мирных жителей, подчеркивает необходимость скорейшего создания независимых смешанных судов, чья юрисдикция будет распространяться на подобные преступления.
«Эти убийства и систематические групповые изнасилования не должны остаться безнаказанными. Правительство Южного Судана должно провести оперативное, беспристрастное и независимое расследование этих преступлений, а все подозреваемые в причастности к ним должны предстать перед справедливыми гражданским судом, но без применения смертной казни».
«Мы не верили, что выживем»: убийства, изнасилования и мародерство в Джубе»