Amnesty International установила, что польское правительство не сумело к установленному Европейской комиссией сроку, 27 октября, укрепить верховенство права в стране, при этом за последний год оно ввело множество новых мер, подрывающих соблюдение прав человека.
«Мало того, что новое польское правительство в свой первый год занималось подрывом верховенства права, оно еще и разрушало систему защиты прав человека в основных областях. Оно проигнорировало рекомендации Европейской комиссии отменить требования, препятствующие эффективной работе Конституционного трибунала. Такое тревожное развитие событий требует энергичных ответных мер со стороны ЕС», - заявила Иверна Макгован, глава представительства Amnesty International при Евросоюзе.
После того как год назад к власти пришло нынешнее польское правительство, оно расширило полномочия исполнительной власти за счет судебной, приняло весьма спорное антитеррористическое законодательство и ему почти удалось ограничить доступ к абортам.
Двадцать седьмого июля 2016 года Европейская комиссия подготовила рекомендации, в которых говорилось, что верховенство права в Польше находится под угрозой и указала на ряд шагов, которые обеспечат возможность эффективно функционировать Конституционному трибуналу. В рекомендации польским властям был установлен срок в три месяца на то, чтобы представить отчет о принятых мерах по исправлению ситуации. Ни одна из главный рекомендаций не была выполнена в срок.
Рекомендация была последним этапом в применении так называемого «Стандарта по обеспечению верховенства права» ЕС - механизма, созданного Европейской комиссией (ЕК) в 2014 году. Тринадцатого января 2016 года, когда ЕК объявила о начале «структурированного диалога» с Польшей, в соответствии с этими Стандартами, этот механизм был задействован в первый раз.
Изменения в законодательстве, внесенные польским правительством после его прихода к власти, в сочетании с пренебрежением исполнительной власти к решениям Конституционного трибунала, серьезно подрывают систему защиты прав человека в Польше. Они отменяют один из важнейших элементов права на эффективную правовую защиту и подрывают целостность и независимое функционирование системы правосудия. Ряд других спорных предложений в настоящий момент обсуждаются в парламенте страны.
Помимо вопросов, затронутых ЕС в соответствии со «Стандартами по обеспечению верховенства права», Amnesty International констатировала наличие разнообразных проблем с соблюдением прав человека в связи с принятыми в последний год законами. И даже при том, что некоторые из них существовали и раньше, этот год был особенно тяжелым. После победы на парламентских выборах 25 октября 2015 года партия «Право и справедливость» увеличила дискреционные полномочия спецслужб, прокуратуры и полиции, ограничила независимость государственных СМИ, пыталась ограничить сексуальные и репродуктивные права женщин в Польше и сократить бюджет уполномоченного по правам человека.
«Законодательные реформы, расширяющие полномочия в области борьбы с терроризмом и ведения слежки и ставящие под угрозу верховенство права, свидетельствуют о том, насколько мало действующее польское правительство принимает во внимание права человека. Это угроза не только правам человека в Польше, но также и приверженности всего ЕС принципу верховенства закона. Европейская комиссия должна решительно вернуть Польшу на путь соблюдения ее международных обязательств по защите прав человека, которые являются основой Европейского союза. Европейский совет также должен внести в свою повестку дня тревожное развитие ситуации в Польше», - подчеркнула Иверна Макгован.
Amnesty International представила Комитету по правам человека ООН доклад, в котором подробно изложила разнообразные реформы польского законодательства и их соответствие международным стандартам в области прав человека.
Рекомендации в рамках Стандартов по обеспечению верховенства права, которые Польше не выполнила:
• Выполнить решение Конституционного трибунала, требующее, чтобы трое законно избранных предыдущим парламентом в октябре 2015 года судей Конституционного трибунала приступили к исполнению обязанностей, а трое судей, избранных парламентом нынешнего созыва в нарушение конституционных норм не занимали должность;
• Опубликовать и в полной мере выполнить решения Конституционного трибунала по Закону о конституционном трибунале, а также обеспечить автоматическую публикацию решений суда независимо от исполнительной или судебной власти.
• Гарантировать, чтобы любые дальнейшие реформы соответствующего закона проводились с соблюдением соответствующих решений суда и в соответствии с заключением Венецианской комиссии.
• Обеспечить, чтобы выдвигались новые требования, угрожающие эффективности Конституционного трибунала в осуществлении конституционного надзора.