Финансирование более ста некоммерческих организаций существенно сократилось, их репутации был нанесен ущерб, а сотрудники подверглись давлению и запугиванию вследствие принятия четыре года назад драконовского закона об некоммерческих организациях-«иностранных агентах», заявила Amnesty International в преддверии очередной годовщины вступления закона в силу 21 ноября.
В новом докладе «Агенты народа»: четыре года действия закона «об иностранных агентах» – последствия для общества» Amnesty International отмечает, какую высокую цену заплатило российское общество: как закрывались независимые критически настроенные по отношению к властям некоммерческие организации, как ограничивался перечь услуг, которые они могли предоставить обществу, как фактически была запрещена экспертиза по целым направлениям государственной политики, что можно приравнять к преднамеренной атаке на свободу слова.
«Закон об «иностранных агентах» был разработан, чтобы сковать, заклеймить, и в конечном итоге заставить замолчать критические НКО. Под его действие подпал широкий круг НКО, его применение связано со значительными издержками для качества общественной дискуссии в России и с нарушениями индивидуальных прав. Конечным проигравшим являются не столько НКО, сколько российское общество в целом», – заявил Сергей Никитин, глава представительства Amnesty International в России.
За последние четыре года 148 организаций были включены в список «иностранных агентов», из них 27 были вынуждены закрыться. Эти НКО выполняли важную роль в защите прав простых граждан. Во многих случаях они предоставляют услуги, которые государство не в состоянии обеспечить, например, юридическая защита или психологическая поддержка жертв дискриминации или насилия, а также экологический мониторинг. Работа этих организаций, вносящих жизненно важный вклад в благополучие населения России, в настоящее время либо заблокирована или находится под угрозой блокирования, поскольку они рискуют получить обвинения – если уже их не получили, – в том, что они занимаются «политической деятельностью».
Поправки к закону об «иностранных агентах», принятые в июне этого года, послужили только расширению понятия «политической деятельности», которой теперь может считаться любой комментарий относительной государственной политики в той или иной сфере или действий должностных лиц.
Amnesty International изучила случаи более десятка общественных организаций, включенных в список «иностранных агентов», и провела интервью с их руководством и сотрудниками. Это были организации, работающие по широкому кругу вопросов, включая: дискриминация, защита прав женщин и ЛГБТИ, сохранение исторической памяти, научные исследования, реформа уголовного правосудия и пенитенциарной системы, права потребителей, а также охрана окружающей среды. Их всех объединяет то, что они стремились привлечь общественность к критическому обсуждению государственной политики.
Хотя финансирование НКО за счет частных лиц и компаний в России всегда было ограничено, доступ к нему стал еще труднее благодаря агрессивной демонизации НКО в российских СМИ. Что касается закона об «иностранных агентах», то его цель заключалась в том, чтобы финансирование из-за рубежа – фактический единственный альтернативный источник средств для НКО – приносило значительные репутационные и юридические риски.
Конференция Amnesty International в Москве
«Вполне понятно, что главной целью российских властей было задушить рост критически настроенных организаций гражданского общества и заменить их покорными и зависимыми сторонниками государственной политики. Такая стратегия выжженной земли в отношении гражданского общества – совсем не в долгосрочных интересах России», – считает Сергей Никитин.
Закон об «иностранных агентах» четко прописывает, что деятельность по защите растительного и животного мира не рассматривается как «политическая», и тем не менее по крайней мере 21 экологическая организация была включена в реестр «иностранных агентов».
lБазирующийся в Нижнем Новгороде экологический центр «Дронт», например, был включен в список на том основании, что он получил финансирование из трех «иностранных» источников. Это были 500 рублей за подписку на его газету «Берегиня» от другого «иностранного агента», «Беллона-Мурманск», уже погашенный к тому времени кредит от еще одной экологической НКО-«иностранного агента», организации «Зеленый Мир», но что удивительнее всего, в источники иностранного финансирования был включен и грант от фонда Русской Православной Церкви «Соработничество».
«Оказалось, [церковь] получает некоторый приток денежных средств с Кипра, и именно поэтому наше региональное министерство юстиции (в строгом соответствии с законом, заметьте) посчитало эти деньги «иностранными». Это странная, сюрреалистическая ситуация», - заявил Amnesty International глава «Дронта» Ашкат Каюмов.
После наложения на «Дронт» штрафа в размере 300 000 рублей 1 февраля 2016 года руководство организации приняло решение временно приостановить свою деятельность до тех пор, пока она не будет удалена из списка «иностранных агентов». «Дронт» продолжил работу как незарегистрированное общественное движение.
Если дело «Дронта» служит примером медленного удушения организации, то нападки на «Союза женщин Дона» показательны как кампания упорного преследования отдельной взятой НКО властями. Это была одна из первых организаций, которая подпадала под действие закона об «иностранных агентах» в 2014 году, когда Министерство юстиции получило право включать организации в свой реестр самостоятельно. Чтобы продолжить работу без ограничений, активисты создали новую организацию, «Фонд женщин Дона», но и она в октябре 2015 года была объявлена «иностранным агентом». Более того, 24 июня 2016 года руководитель фонда Валентина Череватенко была проинформирована о том, что в отношении нее возбуждено уголовное дело по статье 330.1 УК РФ, «злостное уклонение от исполнения обязанностей, определенных законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента». Если ее признают виновной, Череватенко может грозить до двух лет лишения свободы
Amnesty International призывает российские власти отменить закон об «иностранных агентах» и отменить произвольно наложенные ограничения на деятельность НКО.
«Российские власти должны найти в себе силы, чтобы принять конструктивную критику со стороны организаций гражданского общества и научиться работать с ними – а не против них. Первым шагом на этом пути является отмена закона об «иностранных агентах» и других ограничений работы НКО», – считает Сергей Никитин.
«Агенты народа»: четыре года действия закона «об иностранных агентах»
Интерактивная карта: сколько организаций в России названы «иностранными агентами»?