Миллионы кубинцев за долгие годы правления Фиделя Кастро получили доступ к государственным услугам, одновременно тысячи – лишились основных свобод. «Немного найдется более противоречивых политических деятелей, чем Фидель Кастро, лидер прогрессивный, но совсем небезупречный», – заявила Эрика Гевара-Росас, директор программ Amnesty International в Южной и Северной Америке. Бывший кубинский лидер скончался в пятницу, 25 ноября, на 91-м году жизни.
После прихода к власти в результате революции 1959 года Кастро сумел добиться радикального улучшения доступа к здравоохранению и жилью. Его правительство предприняло беспрецедентные усилия, чтобы повысить уровень грамотности в стране.
«Кубинская революция значительно улучшила для кубинцев доступ к таким государственным услугам, как здравоохранение и образование, и за это Кастро следует воздать должное. Однако, несмотря на эти достижения в социальной сфере, правление Фиделя Кастро на протяжении всех сорока девяти лет отличалось беспощадным подавлением свободы выражения мнений», – отметила Эрика Гевара-Росас.
«Самое мрачное наследие Фиделя Кастро – это ситуация со свободой выражения мнений на Кубе, где активистов по-прежнему арестовывают и преследуют за критику правительства», – считает она.
Amnesty International более пятидесяти лет следила за ситуацией с правами человека на Кубе. Все эти годы мы фиксировали непрекращающиеся репрессии по отношению к тем, кто выступал против правительственной политики. Мы собрали сотни историй узников совести – людей, которые были арестованы правительством только за то, что мирно и без оружия осуществляли право на свободу выражения мнений, собраний и объединений.
В последние годы методы правительственных репрессий изменились – все меньше людей приговаривают к длительным срокам лишения свободы по политическим мотивам, но государство по-прежнему контролирует все сферы жизни кубинцев. Репрессии на сегодняшней Кубе принимают новые формы: широко применяются краткосрочные аресты, но тем, кто осмеливается выступать в защиту прав человека или оспаривать произвольные аресты родственников, гарантированно грозят преследования.
Правительство по-прежнему держит интернет под контролем: таким образом оно ограничивает свободу выражения мнения и доступ к информации. Лишь у четверти жителей Кубы есть возможность выйти во всемирную сеть, постоянный доступ к интернету есть только в 5% домов.
Придя к власти в 1959 году, Кастро начал суды над членами предыдущего правительства, они завершились сотнями суммарных казней. В ответ на международные протесты и обвинения в том, что многие из этих процессов были несправедливыми, Кастро заявил, что «революционное правосудие опирается не на правовые нормы, а на моральное осуждение». «Мы не казним невинных людей или политических оппонентов. Мы казним убийц, и они этого заслуживают», – считал он.
На Кубе до сих пор выносят смертные приговоры за тяжкие преступления, при этом за время его правления число казней постоянно сокращалось. Amnesty International верит: cмертная казнь – это крайняя форма жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения или наказания и она должна быть отменена.
«Наследие Фиделя Кастро крайне противоречиво. Сейчас вопрос заключается в том, как будут соблюдаться права человека на Кубе в будущем. От этого зависят жизни многих людей», – подчеркнула Эрика Гевара-Росас.