Ратификация мирного соглашения открывает новую и полную надежд страницу в истории Колумбии, но настоящая работа по установлению гражданского мира между правительством страны и повстанцами из Революционных вооруженных сил Колумбии (ФАРК) начинается только сейчас, считает Amnesty International.
30 ноября колумбийский Конгресс ратифицировал новую редакцию мирного соглашения между правительством ФАРК. Это вторая попытка зафиксировать на бумаге результаты мирного переговорного процесса — предыдущий вариант соглашения был отвергнут на всенародном референдуме 2 октября. Согласно достигнутым ранее между сторонами конфликта договоренностям, ратификация нового документа открывает дорогу к демобилизации и разоружении ФАРК в течение следующих шести месяцев.
«Официальное окончание кровавого вооруженного конфликта, который продолжался более 50 лет и в результате которого пострадало около восьми миллионов человек, это достижение, которое невозможно и не следует недооценивать», — заявила Эрика Гевара-Росас, директор программ Amnesty International в Северной и Южной Америках.
В новой редакции более четко прописаны санкции в отношении виновных в преступлениях по международному праву, к тому же она обязывает ФАРК сдать все свои имущественные активы — таким образом жертвы могут рассчитывать на более скорое возмещение ущерба. Однако, Amnesty International отмечает, что и в этом варианте остались недостатки в части гарантий соблюдения прав жертв. Соглашение по-прежнему не отвечает международным нормам и стандартам в области прав человека.
«Если Колумбия предполагает в долгосрочной перспективе добиться успеха в достижении мира, власти должны обеспечить надлежащее соблюдение основополагающего права миллионов жертв на установление истины, правосудие и возмещение ущерба», — подчеркнула она.
Соглашение о жертвах конфликта – один из главных элементов этого мирного соглашения и в нем подробно изложено то, как судебная система переходного периода будет гарантировать право жертв на установление истины, правосудия и возмещение ущерба.
В частности, Amnesty International неоднократно осуждала тот факт, что санкции не соответствуют тяжести некоторых из совершенных преступлений и дают возможность старшим офицерам сил безопасности и ФАРК законно избежать ответственности за действия своих подчиненных.
Даже включенное в переработанное соглашение требование к ФАРК передать свои активы в счет компенсации жертвам конфликта может сработать только в том случае, если правительство займется реальной работой по поиску, передаче и эффективному распределению средств, скопленных повстанцами, считает Amnesty International.
Однако многое из того, с чем пришлось столкнуться колумбийцам за эти десятилетия, не было непосредственно связано с боевыми действиями. Работающие вдали от общественного внимания и те, кто защищает права людей или охраняет природные ресурсы от влиятельных бизнес-игроков, продолжают сталкиваться с преследованиями и жестокими нападениями. Мирное соглашение само по себе никак не помогает обеспечить безопасность этих активистов. Им нужны эффективные средства, позволяющие привлекать к ответственности тех, кто стоит за такими нападениями.
С 1985 года почти семь миллионов человек были вынуждены покинуть свои дома, более 267 000 убиты, около 46 000 стали жертвами насильственных исчезновений и еще около 30 000 были взяты в заложники. Тысячи людей стали жертвами пыток, сексуального насилия и противопехотных мин, а около 8000 детей были насильно рекрутированы в партизанские формирования и вооруженные группировки. Лишь немногие виновные в этих преступлениях были привлечены к ответственности.
Мирное соглашение вряд ли поможет преодолеть страшное наследие этих преступлений и побороть укоренившуюся безнаказанность, так что существует реальный риск, что эти проблемы заявят о себе в будущем, считает Эрика Гевара-Росас.
Связанное непосредственно с боевыми действиями насилие в отношении гражданского населения резко сократилось, но число нападений на правозащитников — из числа коренных народов, потомков выходцев из Африки и лидеров крестьянского движения — продолжает расти. За этот год было убито более 70 человек. Многие из этих нападений связаны с желанием вооруженных группировок установить контроль над богатыми полезными ископаемыми землями территориями. Продолжается конфликт и с повстанческой группировкой Армия национального освобождения (АНО), поэтому военизированные формирования остаются наиболее серьезной угрозой для прав человека, особенно в сельских районах.
Мирные переговоры с АНО должны были начаться в этом году, но были сорваны из-за отказа группировки освободить одного из своих высокопоставленных заложников.