Недавно мы узнали про желание руководства России «наращивать взаимодействие с международными и неправительственными правозащитными организациями в целях укрепления общепризнанных норм в области прав человека». Такова новая концепция внешней политики Российской Федерации.
При этом в главе Концепции – о правах человека – российские власти сделали добавление о необходимости «сопряжения [прав человека - СН] с ответственностью личности за свои действия». Это любимая тема у кремлёвских «правозащитников», – ламентации по поводу отсутствия «Всеобщей Декларации Ответственности человека ООН».
А ещё мы – международная неправительственная правозащитная организация – узнали о стремлении Москвы добиваться «искоренения политики двойных стандартов в указанной области». Это в самом деле важно, потому что выступая – с одной стороны – за предоставление Сноудену убежища в нашей стране, Российские власти – с другой стороны – безжалостно высылают людей, просящих убежища, в страны Средней Азии. Высылают туда, где людям грозят пытки, несправедливый суд и прочие лишения. Двойные стандарты?
Примеры несправедливого суда, свидетельства о пытках в тюрьмах поступают в Amnesty International систематически из многих стран мира.
Мы отмечаем призыв, записанный в той же Концепции – «добиваться уважения прав и свобод человека во всем мире». Хочу подчеркнуть, что «уважение прав человека» это – не то же самое, что «соблюдение прав человека».
Важен и призыв Концепции «осуществлять мониторинг ситуации с соблюдением прав человека в мире». Все эти правильные слова подаются в обрамлении вечной мантры о том, что добиваться уважения прав человека надо «с учетом национальных, культурных и исторических особенностей и ценностей каждого государства».
Это что, к Саудовской Аравии, Судану, Ирану, Сомали, Йемену, где есть традиция побивания камнями Раджм, нужно подходить с пониманием этой их культурной особенности? Историческая особенность большинства штатов США, имеющих смертную казнь в своём арсенале, также должна учитываться? Такие уж традиции в Техасе (15 казней в 2015)? В Миссури (6 казней в 2015), в Джорджии, Флориде Оклахоме?
Нет, господа хорошие. Права человека универсальны. И мы настаиваем на этом. И мы отстаиваем права человека во всех странах. Для всех людей, независимо от того, преступники они или обычные граждане. Мы добиваемся не только уважения, но и исполнения всех тех документов международного права касающихся прав человека, под которыми стоят подписи практически каждой страны мира.
И мы выражаем поддержку тем, кто томится в заключении или чьи права ограничены только лишь за то, что они говорили правду.
Этим людям посвящён очередной Марафон писем Amnesty International.
Традиционно старт марафону в нашей стране даёт наш давний помощник, Борис Гребенщиков. Музыкант и поэт, художник и композитор, – он всегда находит время для того, чтобы встретиться с Amnesty International. Он всегда с готовностью подписывает петиции Amnesty International.
Вот и в этом году Марафон 2016 начался с нашей встречи с БГ и с его подписей под петициями в защиту двоих ребят из Азербайджана, правозащитницы из Турции, активистки, сидящей в тюрьме в Иране. С требованием к президенту США помиловать Эдварда Сноудена.
Давайте мы все заступимся за тех, кого пытают, кого могут казнить, за тех, кому не оказывают медицинской помощи в тюрьме, за тех кто сидит за решёткой за отстаивание правды. Им нужна наша помощь. Борис Гребенщиков уже сделал это.
Последуйте его примеру. Пожалуйста.
Автор: Сергей Никитин, директор представительства Amnesty International в России
Мы призываем всех своих сторонников принять участие в «Марафоне писем». Сделать это можно на сайте Marafon-pisem.org