В Таиланде развязана кампания по преследованию инакомыслящих – правозащитников, активистов демократического движения и случайных критиков правительства. Для этого власти страны используют все возможные инструменты, постоянно ужесточая законодательство и принимая репрессивные указы, говорится в опубликованном в среду, 8 февраля, брифинге Amnesty International.
«В стране воцарилась атмосферу страха, люди не могут мирно высказываться или выходить на улицы, не опасаясь ареста или уголовного преследования, - заявила Чампа Пател, директор программ Amnesty International в Юго-Восточной Азии и Тихоокеанском регионе. - Жесткие ограничения прав на свободу выражения мнений и мирных собраний красноречиво свидетельствуют о действиях правительства, которое не может мириться с разными мнениями по вопросам национального значения».
В брифинге «Они не могут заставить нас молчать: Уголовное преследование активистов, правозащитников и других людей в Таиланде» рассказывается об уголовных процессах в отношении 64 представителей гражданского общества Таиланда, в том числе политических активистов, студентов, общинных организаторов и защитников окружающей среды. Уголовные дела возбуждены также в отношении исследователей, адвокатов, журналистов и ученых.
Попавшие под суд и следствие лишь осуществляли свои права, которые Таиланд обязан уважать и защищать в соответствии с международным законодательством. Ни один из них не прибегал к насилию и не призывал к нему. Некоторые подверглись преследованиям, потому что сообщали о применении пыток и других видов жестокого обращения и критиковали коррупцию. А другие - потому что призывали к большей академической свободе или заявляли о своем желании участвовать в делах правительства. Многие просто делали свою работу, как адвокаты, журналисты или защитники уязвимых групп населения.
Власти используют целый комплекс законов и указов для преследования представителей гражданского общества в Таиланде. Дела часто возбуждаются по статьям о подстрекательстве к мятежу, клевете и преступлениях против монархии, а также в связи с нарушениями закона «О компьютерных преступлениях».
После переворота в мае 2014 года был принят ряд ограничительных законов, которые также используются властями для подавления инакомыслия. Речь идет, в том числе, о законах от 2015 года «Об общественных собраниях» и 2016 года «О референдуме». Приказ главы Национального совета по поддержанию мира и порядка №3/2558, указ премьер-министра Праюта Чан-Оча от 2015 года, запретили «политические собрания» пяти и более лиц. Власти часто использовали этот приказ для того, чтобы задерживать мирных демонстрантов и предъявлять им обвинения.
Многих активистов судили в военных судах, некоторых судят одновременно по нескольким делам, и в случае признания их виновными им грозят десятки лет тюрьмы.
Джатупат «Пай» Бунпаттараракс, активист студенческого движения и правозащитник, стал фигурантом пяти разных уголовных дел. Речь шла о его участии в общественных протестах, раздаче агитации против проекта Конституции, голосовавшемся на референдуме в прошлом году, а также о его публикации в Facebook, в которой он якобы критиковал монархию. После отмены его освобождения под залог он находится под стражей в следственном изоляторе «Кхон Кэн». Ему может грозить до 40 лет тюремного заключения, если он будет признан виновным по всем обвинениям.
«Власти сделали законы Таиланда инструментом принуждения, с помощью которого они заставляют замолчать правозащитников и политических активистов. Если уголовные процессы закончатся обвинительными приговорами, это станет несмываемым пятном на репутации военного правительства», - отметила Чампа Пател.
Кампания репрессий бросает тень на планы властей провести выборы, которые скорее всего состоятся в 2018 году. Ограничения, введенные военным правительством, уже серьезно сказались на гражданском обществе. Многие из подвергшихся уголовным преследованиям являются признанными лидерами в своих сферах, и крайне важно, чтобы они смогли участвовать в формировании будущего Таиланда.
Власти страны должны немедленно снять с все обвинения и прекратить преследование всех, кто стал фигурантом уголовных дел исключительно из-за того, что мирно осуществлял свои права.
В январе работники прокуратуры создали положительный прецедент, сняв уголовные обвинения с Наритсараван «Мэй» Кэвноппарат, молодой женщины, о которой также рассказывается в этом брифинге. Уголовное дело против Мэй было возбуждено по заявлению армейского офицера после того, как она начала кампанию с требованием наказать виновных в гибели от пыток ее дяди, рядового, участвовавшего в военных учениях.
Впрочем, есть вероятность, что ограничения прав человека, изначально введенные после переворота 2014 года как временные, могут стать постоянными в соответствии с новой Конституцией Таиланда.
В частности, власти ни разу не упоминали о том, когда может быть отменен приказ №3/2558, запрещающий общественные собрания, что вызывает обеспокоенность у политических партий и гражданских объединений, которые готовятся к новой предвыборной гонке. Правительство Таиланда должно уделить первостепенное внимание реформе или отмене законов и указов, которые неоправданно ограничивают права человека, в том числе тех, которые упоминаются в брифинге.
«После прихода к власти военное правительство Таиланда принялось ликвидировать механизмы защиты прав человека и занялось подавлением свободы слова в стране. Если репрессивные законы и указы не будут незамедлительно исправлены или аннулированы, то ограничения прав человека могут приобрести постоянный характер», - подчеркнула Чампа Пател.