Едва заняв Белый дом, президент США Дональд Трамп не стал терять времени даром и начал воплощать в жизнь самые худшие с точки зрения защиты прав человека предвыборные обещания. С момента вступления в должность он подписал целый ряд указов, представляющих угрозу правам миллионов людей в США и за их пределами. Вот семь потенциально опасных мер, уже принятых президентом Трампом:
Президент Трамп на 120 дней приостановил реализацию программы приёма беженцев, ввёл бессрочный запрет на въезд в страну беженцев из Сирии, а также ограничил квоту на приём беженцев до 50 000 человек в год. Вследствие ограничения квоты на въезд только в 2017 году пострадают 60 000 человек, так как администрация прежнего президента Барака Обамы намеревалась принять в текущем финансовом году 110 000 беженцев. На фоне общемирового кризиса, когда из-за войн и гонений 21 миллион человек были вынуждены покинуть свои дома, отказ одной из богатейших и могущественнейших мировых держав участвовать в переселении людей повергает в шок.
Президент Трамп поспешил запретить въезд в США из Ирана, Ирака, Сирии, Ливии, Сомали, Судана и Йемена, все эти страны – с преимущественно мусульманским населением. В то время как указ прямо не запрещает мусульманам въезжать в страну, вопиющая религиозная дискриминация очевидна, особенно в свете предвыборных заявлений президента. Запрет предусматривает исключения, в том числе для лиц, пострадавших от религиозных гонений, но только из числа «религиозных меньшинств». Таким образом, данный документ может быть истолкован как намерение Белого дома принимать христиан, выезжающих из стран с преимущественно мусульманским населением, что усугубляет проблему религиозных противоречий. «Запрет на въезд мусульман» Трампа был временно снят по решению федерального суда США, и теперь является предметом судебного разбирательства. Amnesty International обращается к конгрессу США с призывом срочно вмешаться и не допустить возобновление запрета.
Одним из ключевых положений предвыборной кампании Трампа было обещание возвести «большую красивую стену» вдоль границы между США и Мексикой, чтобы не допустить проникновения в страну «преступников». Поэтому ни для кого не стало сюрпризом, когда в первые же дней после вступления в должность президент подписал несколько соответствующих указов. В одном предусматривается строительство заграждения, в другом – намерение дополнительно нанять 10 000 сотрудников миграционной службы, что, по-видимому, должно стать куда более значительным поводом для тревоги для тысяч мигрантов из Мексики и стран Центральной Америки, спасающихся от вооружённого насилия. С большой долей вероятности подобные меры приведут к тому, что в лагерях временного содержания на границе будет скапливаться гораздо большее число мигрантов, в том числе люди, нуждающиеся в международной защите, а затем их будут возвращать туда, откуда они прибыли и где их жизни грозит серьёзная опасность.
В рамках того же указа, в котором планируется увеличить численность персонала для охраны границ, Трамп попытался в ещё большей степени урезать возможности, имеющиеся у просителей убежища. Для этого он отменил федеральные субсидии так называемым «городам-убежищам», то есть городам, которые ограниченно сотрудничают с федеральной иммиграционной службой и отказываются депортировать нелегальных мигрантов, например подавших заявления о предоставлении им статуса просителей убежища. По плану Трампа, Нью-Йорк, Даллас, Миннеаполис, Денвер, Сан-Франциско и ещё 39 таких городов по всех стране, потеряют миллиарды долларов федеральных субсидий.
Фотография столпившихся вокруг президента Трампа мужчин в костюмах, когда он одним росчерком пера отказывает миллионам женщин в соблюдении сексуальных и репродуктивных прав, стала символом опасности, которую представляет новая администрация для прав женщин. Указ возобновляет практику замораживания финансирования из федерального бюджета США деятельности зарубежных неправительственных организаций, консультирующих и информирующих по вопросам абортов. Под запрет попали и организации, пропагандирующие декриминализацию абортов или содействующие развитию медицинского обслуживания в этом направлении. При этом США могут вообще не финансировать напрямую такие медицинские процедуры. Только в странах Латинской Америке и Карибского бассейна, где в семи государствах действует полный запрет на проведение абортов даже в случае угрозы здоровью и жизни женщин, подобная мера, вне всякого сомнения, унесёт множество жизней. При этом в некоторых странах, где аборт не запрещён, доступность таких медицинских процедур во многом зависит от финансирования США, а это значит, что из-за правила затыкания рта там тоже могут погибнуть люди.
Упомянутый выше указ будет иметь далеко идущие последствия не только в области снижения доступности абортов, которая видится основной целью данного документа. Многие организации, подпадающие под значительное сокращение финансирования, помимо непосредственно медицинских услуг и повышения информированности об абортах, особенно в странах Африки и Латинской Америки, предоставляют уход для больных ВИЧ/СПИДом, распространяют средства экстренной контрацепции, оказывают другую медицинскую помощь в области репродуктивного здоровья. Таким образом, принятый Трампом вариант указа о запрете финансирования подобных организаций гораздо шире, чем его предыдущие трактовки (прошлый раз такие меры были приняты Джорджем Бушем-младшим) и касается всего финансирования США в области всемирного здравоохранения, не только вопросов репродуктивного здоровья.
Решение Трампа о продолжении строительства крайне спорного нефтепровода Dakota Access Pipeline протяжённостью 1200 миль, который планируется проложить по территории четырёх штатов, поставило прибыль нефтедобывающих компаний превыше прав коренных народов. На территории прокладки нефтепровода через реку Миссури находится святыня индейцев сиу из резервации Стэндинг-Рок, которые считают, что нефтепровод будет загрязнять питьевую воду и повредит священные захоронения предков. Строительство нефтепровода не только было одобрено в нарушение прав общины коренных американцев на доступ к чистой питьевой воде, оно было принято без надлежащих консультаций с ними и без их согласия, как того требуют нормы международного права в области защиты прав человека и положения законодательства США. На прошлой неделе стало известно о задержании нескольких десятков демонстрантов, протестующих против строительства нефтепровода, и это на фоне сообщений о том, что в ходе предыдущих акций протеста полицейские уже превышали силу. В сложившихся обстоятельствах возрастает озабоченность в связи с тем, что правам активистов-экологов на мирный протест может грозить ещё большая опасность.