В черновом варианте попавшего вчера в прессу доклада разведывательного управления Министерства национальной безопасности (МНБ) удивительнее всего то, что он привлек такое внимание.
В «выводах» этого доклада, большая часть которых опирается на информацию из всем доступных источников, не сдержится ничего нового. Никак нельзя назвать сенсацией, что граждане из семи мусульманских стран, которые были включены в иммиграционный указ президента Дональда Трампа, «редко оказываются причастными к террористической деятельности в США». Утверждение, что само наличие гражданства этих стран «не является надежным показателем террористической угрозы для Соединенных Штатов» в обычных обстоятельствах считалось бы настолько очевидным, что не могло бы вызвать ни малейшего удивления. Но мы живем не в обычное время.
Этот трехстраничный документ, должен быть включен в более подробное досье с анализом ситуации в области безопасности, которое готовит МНБ. Но он уже наносит серьезный удар по главному и шаткому аргументу Белого дома о том, что запрет не въезд необходим по соображениям национальной безопасности.
К этому доводу, лежавшему в основе первого иммиграционного указа, судьи федерального и апелляционного судов отнеслись с крайним скепсисом. Но администрация Трампа, кажется, полна решимости его повторять вновь и вновь. На этой неделе ожидается публикация новой редакции иммиграционного указа.
Как и в январском документе, в новой версии, скорее всего, не будет прямо упоминаться запрет на въезд мусульман в страну. Но и без этого будет очевиден дискриминационный мотив, лежащий в его основе. Этот запрет основан на предубеждении против беженцев и мусульман и явно нарушает обязательства США в соответствии с международным правом.
В июле прошлого года в программе NBC «Встреча с прессой» Дональд Трамп объяснил, что он ни на йоту не отступил от своих позиций, когда перестал говорить о необходимости запретить въезд в США всем мусульманам и начал призывать ввести запрет на въезд гражданам конкретных стран. «Люди просто вышли из себя, когда я использовал слово «мусульманин», - объяснил он, - «Нет, нельзя использовать слово «мусульманин». Запомните это. И меня это устраивает, поэтому я теперь говорю о территориях, а не о мусульманах».
Нет доказательств, подтверждающих мнение о том, что беженцы, будь они мусульманами или кем-нибудь еще, более склонны к совершению террористических актов по сравнению с другими. В 2016 году 72% беженцев, прибывших в США, были женщинами и детьми. Беженцы – это те, кто бегут от насилия, в том числе от террористических актов, а не те, кто готов их совершать.
Исправленная версия этого незаконного президентского указа, скорее всего, будет означать такой же запрет на въезд мусульман в страну, который администрация Трампа попытается продать под другим названием. Он принесет людям страдание, семьи будут жить в страхе и неопределенности, а надежды многих беженцев на новую жизнь в безопасной стране рухнут.
Белый дом старался преуменьшить значение просочившегося в прессу доклада МНБ – пресс-секретарь Трампа Шон Спайсер заявил, что это «были заметки, взятые из публикаций в открытых источниках». Но очевидно, что он вызовет беспокойство у президента.
Если даже аналитики разведывательного управления МНБ не могут найти достаточных оснований для запрета гражданам семи стран въезжать в США, то у этой дискриминационной и отвратительной политики нет будущего. Попытки администрации Трампа облечь дискриминационную политику в респектабельную форму, ссылаясь на нужды национальной безопасности, окончательно и бесповоротно разоблачены. Сейчас очевиднее, чем когда-либо, что в основе запрета на въезд лежит нетерпимость, а не соображения безопасности, и администрация Трампа не может на законных основаниях приступить к его реализации. Если же она попробует это сделать, то должен будет вмешаться Конгресс.
Автор: Маргарет Хуан, глава Amnesty International США