Студент Медведев в автозаке. Судить, нельзя откладывать

20-летний студент Тимофей Медведев и его друзья — бывшие одноклассники - узнали про «анти-Димон» - митинг против коррупции — и отправились посмотреть, как говорят, из любопытства. С Тимофеем и его историей я знакомлюсь прямо в зале судебного заседания, куда я зашел наугад в Тверском районном суде города Москвы. Студент Медведев — один из многих, тех, кто провел уже две ночи в полицейских участках и кого привезли с утра пораньше 28 марта — судить, нельзя откладывать. Четыре автозака почти сплошь молодых людей, которых обвинили в «неповиновении законному распоряжению сотрудника полиции», статья 19.3 кодекса об административных правонарушениях, до 15 суток ареста или штраф. Система должна успеть осудить студента Медведева и таких как он в течение 48 часов с момента задержания — или отпустить. И кажется, суды работают на износ.

Как будто студенту Медведеву повезло. У него — адвокат Илья Новиков, который не дает покоя судье. У него — верные друзья, которые пришли дать показания о том, как все было на самом деле на Пушкинской площади. У него — видеозапись момента задержания, сделанная незнакомой девушкой из толпы, которая тоже не поленилась прийти свидетельствовать в суд. У него — железные доказательства того, что протокол его задержания сфальсицирован полицейскими. Адвокат Новиков указывает на это судье Стеклиеву множество раз — смотрите, Ваша честь, на видео видно отчетливо, что студента Медведева «взяли» по адресу улица Тверская, 16, а в протоколе написано «Тверская, 19». Чтобы понимать, это совсем другой участок улицы. Тверская, 16 — это как если идти на Пушкинскую из «Елисеевского», куда Медведев заходил с друзьями перед тем как его «свинтили». Тверская, 19 — это на стороне «Макдональдса». Впрочем, как видно и по другим судам над участниками «анти-Димона», здесь никто и бровью не ведет, что протоколы задержания — документ, на основании которого приговаривают к «суткам» ареста — написаны как под копирку и совсем другими полицейскими — совсем не теми, кто заламывал руки студенту Медведеву и бросал его в автозак.

Что случилось с Медведевым и его друзьями? Они прогуливались по Тверской и шли в сторону Пушкинской. Неожиданно, на переходе через Страстной бульвар, там, где обычно горит светофор, они уперлись в полицейский кордон. Сзади напирала толпа. Да, они слышали, что полиция кричала в мегафон, что акция несогласована. Окей, но куда было идти?

Они стали обсуждать. Очевидного выхода из толпы не было. Вдруг омоновец выхватил Медведева из толпы и отправил в автозак. Вся эта операция заняла считанные секунды, что видно на видео. А в протоколе написано, что студента Медведева предупредили и просили пройти, но он что-то не шел. Ну и кроме того, будто бы он скандировал протестные лозунги. Поэтому его и обвиняют в «неповиновении законному распоряжению сотрудника полиции».

Все ходатайства адвоката Новикова удовлетворены — видео приобщено к делу, свидетели защиты вызваны. С огромным скрипом удается уговорить судью посмотреть видео с момента задержания. Судья Стеклиев ворчит и говорит адвокату Новикову или в шутку или всерьез: «Мне кажется, вы нечасто принимаете участие в судебных заседаниях по административным делам, но этот новый год, который наступил, предоставит вам такую возможность». Студент Медведев вздыхает. Кажется, он просит адвоката не злить судью и производит вслух нехитрую калькуляцию – хоть бы дали семь суток, а не десять, как многим, два дня он уже отсидел, пять осталось бы. Он женат и вертит на пальце кольцо. - Как вы можете характеризовать Медведева? - спрашивает адвокат у свидетелей. - Например, добрый, порядочный, добросовестный? - Да, - кивает свидетель. - Добрый, порядочный и… ленивый. - Всем почему-то становится смешно, включая самого судью и судейских клерков, которые перебирают тут же какие-то бумажки. Кажется, всем нам пора расходиться из этого душного зала с железной клеткой и кипами бумаг, а студенту Медведеву отправиться уже домой к жене.

В перерыве перед приговором я спрашиваю Медведева и его друзей – почему же “взяли” именно его? - Он потом собирался на футбол, и у него болтались бутсы футбольные на рюкзаке. А менты, наверно, посчитали, что это у него такой символ протестный, вот и выбрали его. Но в протоколе постеснялись такое бы писать – могут и на смех поднять.

Судья зачитывает вердикт. Он во всем согласен с полицейским протоколом, а показаниям студента Медведева и трех свидетелей – “не верит”. Не верит, впрочем, и видео. И приговаривает Медведева к 12 суткам ареста. Нас выпроваживают из судебного зала, за Медведевым приходит конвой.

Конвеер работает без сбоев. Легким движением руки задержанных превращают в арестантов. В суде необычно много каких-то околохипстеров – их друзей. И родственников. Они припасли пакеты с едой, кто-то принес одеяло с подушкой. На следующем слушании, куда я отправляюсь, 20-летний студент Иванов. Защита куда слабее. Защитник нашелся тут же, в коридоре, ознакомился с делом за один час. Нет ни видео, ни свидетелей, ходатайства отклонены, протокол как под копирку, а результат тот же – двенадцать суток.

И как будто всему миру нет дела до банальности зла Тверского районного суда.

Автор: Иван Кондратенко, кампейнер Amnesty International - Россия

#блог #Россия