Арестованные сотрудники и волонтеры ФБК – узники совести, которые должны быть немедленно освобождены

Аресты и преследования сотрудников и волонтеров Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) – новый виток наступлений со стороны властей России на права на свободу мирных собраний и выражения мнений.

Сотрудники и волонтеры ФБК подверглись административным арестам и преследованиям со стороны российских властей за организацию прямой трансляции антикоррупционных акций протеста, которые прошли по всей России 26 марта. Эта трансляция была организована ими в условиях почти полного бойкота государственными СМИ этих важных политических событий.

Задержание сотрудников ФБК и волонтеров дало властям возможность провести обыски в офисе Фонда, изъять компьютеры и документы, содержащие ценную и, возможно, конфиденциальную информацию.

Сотрудники ФБК были признаны виновными в административных правонарушениях по итогам несправедливых и политически мотивированных судебных разбирательств 27 и 28 марта. Двенадцать человек, которые были арестованы, являются узниками совести и должны быть немедленно и безоговорочно освобождены. Российские власти должны уважать права на свободу выражения мнений, объединений и мирных собраний, а также воздерживаться от любых дальнейших попыток помешать сотрудникам и волонтерам ФБК законно осуществлять эти права.


26 марта 2017 года в России прошли самые масштабные за последние несколько лет протестные акции. По всей стране прошли мирные демонстрации, участники которых призывали к расследованию обвинений высших должностных лиц в коррупции. В большинстве городов митинги не были согласованы с властями – согласования требует чрезмерно ограничительный российский закон, – что сделало акции с точки зрения российских властей несанкционированными. Только в 21 из 99 городов, в которых активисты обратились за согласованием к властям, разрешения были получены. Во многих городах мирные митинги были разогнаны полицией, часто с применением чрезмерной силы.

ФБК сыграл важную роль в организации и освещении протестов в средствах массовой информации. Призыв к официальному расследованию утверждений о коррупции среди государственных чиновников был вызван подготовленными ФБК материалами, в которых утверждалось, что премьер-министр Дмитрий Медведев незаконно накопил огромное личное состояние. Ранее ФБК в своих публикациях утверждал, что среди приближенных и коллег президента Владимира Путина и членов правящей партии «Единая Россия» широко распространена коррупция. Основатель и лидер ФБК, антикоррупционный блогер и политический деятель Алексей Навальный, обратился к своим многочисленным сторонникам с призывом выйти на улицу 26 марта, использовав этот повод также для агитации в поддержку его выдвижения в президенты (выборы главы государства состоятся в марте 2018 года).

ФБК организовал прямую интернет-трансляцию происходящего на митингах из своего офиса в Москве. По данным ФБК, зрителями трансляции стали 170 000 пользователей интернета, а в записи ее просмотрели 4,47 миллиона раз. Дважды во время трансляции сотрудники правоохранительных органов приходили в офис, заставив ФБК прекратить интернет-вещание.

В первый раз они искали в помещении ФБК взрывчатку. Два члена ФБК, находившиеся в помещении в этот момент, заявили в суде, что они не были осведомлены о предполагаемой цели визита полицейских и о том, что обыск помещений ФБК был связан со звонком о якобы заложенной бомбе. Тем не менее, как и прочие члены ФБК, они выполнили просьбу сотрудников правоохранительных органов и позволили полицейским с собаками обыскать офис. Полиция не обнаружила взрывчатых веществ и покинула помещение.

Позднее в тот же день сотрудники полиции вернулись в ФБК в сопровождении сотрудников пожарной охраны и распорядились освободить помещение, заявив, что сработала пожарная сигнализация. В ходе судебного разбирательства члены ФБК пояснили, что они подчинились распоряжению полицейских и вышли в коридор. Однако вместо того, чтобы вывести людей на улицу, как то предполагалось бы в связи с угрозой пожара, полицейские прямо в коридоре заставили сотрудников ФБК показать паспорта и переписали паспортные данные (этот эпизод запечатлен на видеозаписи, которая находится в общем доступе в интернете). Переписав личные данные, полиция арестовала всех 14 человек, находившихся в офисе ФБК, и доставила их в полицейский участок, где они провели ночь в ожидании суда. Офис ФБК был опечатан. На момент подготовки этой публикации он оставался опечатанным.

Члены ФБК полагают, что после их задержания ночью 27 и 28 марта сотрудники правоохранительных органов обыскали их офис, изъяв компьютеры и документацию. Существуют также видеозаписи того, как в ночь с 26 на 27 марта люди в штатском и двое полицейских в форме забирают компьютеры и коробки из офиса ФБК. Репортеры, которые запечатлели вынос материалов их офиса ФБК, попросили осуществлявших его лиц представиться, но их просьба была проигнорирована.

Всем задержанным сотрудникам и волонтерам ФБК было предъявлено обвинение в «неповиновении законному распоряжению сотрудника полиции» в соответствии со статьей 19.3 Кодекса об административных правонарушениях. Каждый из них индивидуально предстал перед судом и каждый был признан виновным.

Оксана Баулина, главный редактор веб-канала NavalnyLive, а также сотрудники и волонтеры ФБК Руслан Аблякимов, Владимир Бузин, Антон Глембо, Сергей Горкаев, Екатерина Кенарева, Алексей Лапышев, Екатерина Мельникова, Владислав Мосин, Анна Ревоненко и Константин Широков были приговорены к административному аресту на срок 5-7 дней. Леонид Волков, менеджер проектов в ФБК и руководитель избирательного штаба Алексея Навального, был приговорен к 10 суткам административного ареста. Алексей Бахрушин и Мария Захарова избежали ареста, возможно, по состоянию здоровья, и были оштрафованы на 1000 рублей каждый.

Суды проходили в течение двух дней, 27 и 28 марта. Представитель Amnesty International присутствовал в суде 27 марта на одном из разбирательств и беседовал с ответчиками и адвокатами по ряду других дел. Рассмотрение административных дел задержанных началось со значительной задержкой. Ответчики и их адвокаты убедительно доказывали, что в свете вышеописанного проведенные в воскресенье задержания были необоснованными, и что полицейские рейды в офис ФБК были не реакцией на угрозу взрыва или пожарную тревогу, а преследовали цель сорвать работу Фонда. Суд не принял во внимание их аргументы.

Кроме того, по информации адвокатов, представляющих интересы сотрудников и волонтеров ФБК, обыски в служебных помещениях проводились якобы в рамках «осмотра места происшествия». Закон в большинстве случаев требует, чтобы такой осмотр в случае, если речь идет об офисе организации, проводился в присутствии представителя этой организации. Помимо этого закон вводит ограничения на изъятие каких бы то ни было предметов с место осмотра. Обыски в офисе ФБК не соответствовали этим требованиям закона.

Amnesty International считает, что задержание и арест сотрудников и волонтеров ФБК были необоснованными, а последующие суды над ними по обвинению в «неподчинении законным требованиям сотрудников полиции» проходили с нарушениями. В частности, вопреки требованиям закона, после задержания они содержались в полиции в течение нескольких часов, прежде чем их предполагаемое «правонарушение» было официально задокументировано (до того, как им были предоставлены протоколы о совершении административного правонарушения). Согласно закону (статья 28.5 Кодекса об административных правонарушениях), это должно было быть сделано «немедленно после выявления совершения административного правонарушения». В действительности протоколы были составлены спустя несколько часов после задержания сотрудников и волонтеров ФБК. Более того, копии этих первоначальных протоколов были позже незаконно изъяты у них сотрудниками полиции и заменены новыми. Только одна из ответчиц смогла сохранить как копию первоначального протокола, так и нового, и представила их обе в суде. Судья согласился приобщить оба протокола к материалам дела, но тем не менее вынес решение о признании ответчицы виновной.

Вопреки требованиям законодательства в протоколах не была указана причина, по которой полицейские выдвинули требование покинуть офис ФБК. В первой и второй версиях «протоколов» указывается разная причина визита полиции в помещение Фонда (в одном случае указана угрозы взрыва, а в другой – пожарная тревога). По меньшей мере в двух случаях судьи отклоняли ходатайства защиты о приобщении доказательств и вызове свидетелей, что является прямым нарушением права на справедливое судебное разбирательство.

По крайней мере у одной из задержанных, Екатерины Кенаревой, есть серьезные проблемы со здоровьем, ей потребовалась неотложная медицинская помощь во время судебного заседания 27 марта. Тем не менее, ей не было разрешено получить помощь от работников скорой помощи до вынесения решения по ее делу. После того, как бригада врачей скорой оказала ей помощь, она была оставлена под стражей для отбытия наказания.

Все задержанные в офисе ФБК являются узниками совести, которые были арестованы за распространение информации и проведение расследовательской работы. Кроме того, изъятие их компьютеров и документов может быть направлено не только на подрыв деятельности ФБК, но и на выяснение личности их информаторов, что в свою очередь может создать угрозу уголовного преследования в отношении тех, кто помогал им раскрывать факты коррупции.

Amnesty International призывает российские власти немедленно и безоговорочно освободить всех задержанных членов ФБК и прекратить репрессии против мирных демонстрантов, журналистов и политических активистов.

#новости #главное #Россия