Ваад Ахмад аль-Тай и его семья поступили именно так, как им велели. Когда было объявлено, что по их квартал в восточном Мосуле будут будут бомбить с воздуха, они остались дома.
«Мы выполнили инструкции правительства - «оставайтесь в своих домах и старайтесь не выходить на улицу», - говорит Ваад - Мы слышали эти инструкции по радио. С самолетов тоже сбрасывали листовки. Поэтому мы и остались дома».
Вскоре посыпались бомбы. Вся семья аль-Тай собралась в доме. Утром 7 ноября 2016 года на их дом обрушилось соседнее здание, погибли шесть человек, в том числе трехлетняя дочь и девятилетний сын Ваада.
В начале этого месяца я несколько раз была в восточном Мосуле, и я снова и снова слышала эту повторяющуюся на разный лад историю от семей, которые потеряли близких в результате авиаударов возглавляемой США антиисламистской коалиции. С гневом и болью жители Мосула рассказывали, как им сначала советовали оставаться в домах и как их потом бомбили.
Amnesty International не раз документировала похожие инциденты с начала военной кампании против Исламского государства (группировка запрещена в РФ) в прошлом октябре. Погибших в Мосуле на этот раз, по-видимому, было значительно больше, судя только по сообщениям о гибели 17 марта более 100 жителей района аль-Джадида в западной части города. Власти Ирака сначала заявили, что мирные жители погибли в результате атаки Исламского государства, но потом источники в армии США заявили, что это произошло «при возможном участии» США, и начали расследование.
Военные действия в условиях города всегда чреваты гибелью мирных жителей. Поэтому было бы наивно надеяться, что в ходе военной операции по освобождению Мосула, который почти три года находился под контролем Исламского государства (ИГ, запрещено в России), удастся избежать жертв среди гражданских. Вопрос заключается в том, были ли приняты все возможные предосторожности для сведения к минимуму угроз для мирного населения. Инструкции жителям Мосула оставаться в своих домах даже если и руководствовались благими намерениями, возможно, привели к жертвам, которых можно было избежать.
Перед началом военной кампании жителям почти миллионного Мосула было почти невозможно покинуть город. Тем, кого ловили на выезде из города, угрожало жестокое наказание или даже смерть от рук боевиков Исламского государства. После того как в октябре началась операция по освобождению Мосула, почти 300 000 иракцев оказались среди перемещенных лиц.
Мосул рассматривается как заслуженный трофей в войне иракского правительства с Исламским государством. Но многие жители города говорили мне, что они чувствуют себя брошенными на произвол судьбы. Некоторые вслух задавались вопросом, не означали ли указания оставаться дома, что правительство Ирака и международное сообщество просто не хотели обременять себя новыми беженцами. Это можно посчитать невероятно негуманным предположением, но проходя по улицам Мосула легко понять, почему живущим здесь людям кажется, что об их судьбе заботятся в последнюю очередь.
Жизнь в Мосуле чудовищна. Многие жители говорили о неспособности властей Ирака и международного сообщества обеспечить помощь только что освобожденным районам и описывали, как им приходилось голыми руками разгребать горы мусора, разыскивая тела своих близких.
Я была на места авиаудара в Хей аль-Дхуббат, в восточном Мосуле. Среди обломков я увидела оторванную голову. Выжившие при налете, узнав зеленый шарф, сказали, что женщина погибла вместе со своими пожилыми родителями во время авиаудара коалиции 10 января. По всему городу среди мусора и на перекрестках лежат тела боевиков Исламского государства, некоторые из них обглоданы бродячими собаками.
Большая часть городской инфраструктуры, водопровод и электросети, полностью разрушена. Женщины и дети возят воду на тележках из пунктов распределения, добытой водой жители вынуждены пользоваться экономно. «У нас хватает на то, чтобы пить и готовить, но на мытье остается не очень много», - говорит один из жителей. С освобождения восточного Мосула прошло больше двух месяцев, но там практически нет ни одного действующего медицинского учреждения. Пара маленьких клиник обеспечивают самую элементарную медицинскую помощь, едва ли достаточную в зоне боевых действий.
Врачи и медсестры в этих клиниках говорят, что они работают бесплатно и им не хватает лекарств и оборудования. Две из трех машин скорой помощи, которые обслуживали одну из клиник, оказались сломаны. Люди с тяжелыми ранениями вынуждены неделями, а иногда и месяцами ждать необходимой им помощи.
Неудивительно, что люди в ярости из-за всех разрушений и у них вызывают большие вопросы сроки и методы проведения операции в Мосуле.
«Боевики Исламского государства были везде и мы с этим ничего не могли сделать», - рассказал Мохаммед, житель района Хай аль-Дхуббат, потерявший во время авиаударов коалиции нескольких родственников. «Если вы бросали им вызов, они вас убивали. Этот город был у них в руках два с половиной года, и все это время по ним крайне редко наносили удары. Почему же сейчас власти бомбят наши дома и наши семьи только для того, чтобы уничтожить двух или трех боевиков на крыше?»
Убийства целых семей в их домах заставляют всерьез усомниться в выборе целей и оружия силами коалиции. Хорошо известно о том, что Исламское государство прикрывается мирными жителями. Те, кто осуществляют эти авиаудары, знают об опасности для гражданских лиц и должны принимать все возможные меры предосторожности для того, чтобы свести эту опасность к минимуму. Так почему же против боевиков Исламского государства, которые врываются во дворы и на крыши в жилых районах, используются мощные бомбы, которые сносят целые дома?
Неудивительно, что многие жители говорили мне, что им кажется, будто они расплачиваются за преступления Исламского государства. Один горожанин рассказал о том, как в густонаселенном гражданском районе осколком мины, выпущенной, скорее всего, со стороны иракской армии, был убит его 5-летний сын: «Ему почти полностью отрезало голову».
Скорее всего, подобные трагические случаи было невозможно предотвратить, но можно и должно было сделать намного больше для того, чтобы свести их вероятность к минимуму. Недавнее заявление о расследовании возглавляемой США коалицией гибели 150 гражданских лиц можно только приветствовать, но его надо было провести уже давно. Крайне важно, чтобы оно было независимым и более прозрачным и эффективным по сравнению с последними расследованиями армией США атак с многочисленными жертвами среди мирного населения.
После бомбежки США госпиталя «Врачей без границ» в октябре 2015 года в Кундузе в Афганистане, в результате которой 42 человека погибли, а 43 были ранены, под сильным нажимом международной общественности было проведено расследование, но оно привело лишь к нескольким административным наказаниям. Из опубликованных результатов расследования неясно, почему эта атака вообще была санкционирована.
Продолжают возникать вопросы по поводу решений, принимаемых иракскими и коалиционными силами, и кто-то должен ответить на них. Если будущее жителей Мосула - тех, кто больше всех пострадал от тирании Исламского государства - не учитывается, то «победа» будет ненастоящей.
Автор: Донателла Ровера
Впервые опубликовано на Foreignpolicy.com