Армия США не смогла отследить поставки оружия и другой военной техники в Ирак и Кувейт стоимостью более 1 миллиарда долларов, говорится в рассекреченном отчёте об аудиторской проверке Министерства обороны (МО) США, который Amnesty International получила после запроса, поданного в соответствии с законодательством о свободе информации.
Правительственная аудиторская проверка, проведённая в сентябре 2016 года, выявила, что МО США «не обладает точными и оперативными данными о количестве и местонахождении» огромного количества вооружений и военной техники, отправленных в Кувейт и Ирак для иракской армии.
«Этот отчёт о проверке даёт пугающее представление о крайне несовершенной и потенциально опасной системе контроля за поставками оружия стоимостью в миллионы долларов в крайне нестабильный регион», - заявил Патрик Уилкен, эксперт Amnesty International по контролю за вооружениями и правам человека.
«Это крайне отрезвляющее чтение, учитывая то, сколько раз американское оружие внезапно оказывалось в распоряжении многочисленных вооружённых группировок, совершающих массовые преступления в Ираке, в том числе вооружённой группировки, называющей себя «Исламским государством» (ИГ, организация запрещена в РФ)».
Поставки оружия проходят через «Иракский фонд обучения и оснащения» (ИФОО), ключевое звено американо-иракского сотрудничества в сфере безопасности. В 2015 году Конгресс США выделил 1,6 миллиардов долларов на программу по борьбе с наступлением ИГ.
Поставки, которые включали в себя десятки тысяч штурмовых винтовок (ценой 28 миллионов долларов), сотни минометных снарядов и сотни бронемашин Humvee, предназначались для использования правительственной армией Ирака, в том числе отрядами ополчения, преимущественно состоящими из шиитов, а также курдскими отрядами Пешмерга.
Проверка МО США выявила ряд серьёзных недостатков в регистрации и контроле за вооружением, после того, как ИФОО получал груз и отправлял его дальше, например:
Фрагментарный учёт на складах оружия в Кувейте и Ираке. Информация регистрировалась в многочисленных таблицах, базах данных и даже в рукописных актах.
Данные об огромном количестве единиц оружия вручную вводились в многочисленные таблицы, тем самым увеличивая риск ошибки.
Неполные учётные данные, означающие, что лица, несущие ответственность за вооружения, не могли установить их местонахождение или статус.
В отчете о проверке также утверждается, что МО не несло никакой ответственности по контролю за поставками ИФОО сразу после передачи вооружений властям Ирака, несмотря на то, что министерская программа «Золотой страж» уполномочена выполнять проверки после завершения поставок.
Предыдущая проверка МО в 2015 году отметила даже ещё более слабую систему контроля за арсеналами в иракской армии. В некоторых случая армия Ирака не имела представления о том, что хранится на её собственных складах, при этом другая военная техника, которая так и не была распакована или инвентаризирована, хранилась на улице под открытым небом в грузовых контейнерах.
«Крайне важно проводить проверки после завершения поставок. Любые слабые звенья в цепочке поставок оружия резко увеличивают риск того, что оружие потеряется в регионе, где вооружённые группировки сеют хаос и приносят огромные страдания людям», - подчеркнул Патрик Уилкен.
Исследования Amnesty International неоднократно фиксировали слабый контроль и учёт в структуре командования армии Ирака. Это приводило к тому, что оружие, произведённое в США и других странах, оказывалось в руках вооружённых группировок, о которых известно, что они совершают военные и другие жестокие преступления, например, ИГ, а также военизированные формирования, входящие теперь в армию Ирака.
Армия США отреагировала на этот отчёт обещанием улучшить свои системы отслеживания и контроля за будущими поставками оружия в Ирак.
Однако МО брало на себя практически аналогичные обязательства ещё в 2007 году в ответ на доклад Конгрессу, в котором выражалась такая же обеспокоенность.
«Спустя всё это время и после всех предупреждений, снова возникают те же проблемы. Это должно стать сигналом к действию для США и всех стран, поставляющих вооружения в Ирак, которые должны немедленно усилить свои меры по проверкам и контролю. Отправлять оружие ценой в миллионы долларов в чёрную дыру и надеяться на лучшее – это не самая эффективная стратегия по борьбе с терроризмом. Это просто безрассудство», - заявил Патрик Уилкен.
«Все страны, продающие оружие Ираку, должны продемонстрировать, что они принимают эффективные меры, чтобы убедиться, что это оружие не будет использовано для нарушения прав человека. Без этих гарантий оружие поставлять нельзя».
Amnesty International призывает США соблюдать Закон Лихи, который запрещает поставки почти всех видов американской военной помощи и обучение иностранных подразделений служб безопасности, армии и полиции, о которых имеется заслуживающая доверия информация, что они совершали «грубые нарушения прав человека».
США и Ирак также должны присоединиться к глобальному Договору о торговле оружием, который предусматривает строгие правила по прекращению поставок оружия или его перенаправления другим получателям, если это оружие может быть применено при совершении преступлений.