Центральное Средиземноморье: Всплеск числа смертей вызван тем, что ЕС отвернулся от беженцев и мигрантов

— Циничные сделки с Ливией подвергают тысячи человек угрозе утонуть, подвергнуться изнасилованию или пыткам

— 2017 год станет рекордным по числу смертей на самом опасном миграционном маршруте в мире: число тех, кто ежегодно гибнет на этом пути, с 2015 года утроилось

Резкий скачок числа погибших в Центральном Средиземноморье и ужасающие злоупотребления, с которыми сталкиваются тысячи беженцев и мигрантов в ливийских центрах содержания под стражей напрямую связаны с провалом политики ЕС, - заявила Amnesty International в опубликованном сегодня докладе.

Доклад «Идеальный шторм: провал европейской политики в Центральном Средиземноморье» со всей очевидностью демонстрирует, что передав львиную долю ответственности за поиск и спасение мигрантов НКО и расширяя сотрудничество с ливийской службой береговой охраны, европейские правительства не смогли предотвратить гибель людей в море; они закрывают глаза на многочисленные злоупотребления, в том числе пытки и изнасилования.

«Вместо того, чтобы предпринимать активные действия для спасения жизней людей и для их защиты, лидеры европейских стран избрали приоритетным направлением своей деятельности меры, направленные на то, чтобы не дать беженцам и мигрантам достичь берегов Европейского союза», - заявил Джон Дальхизен, директор Amnesty International в Европе.

«Европейские страны отказались от стратегии поиска и спасения, благодаря которой удавалось уменьшить число гибнущих в море людей; в результате тысячи мужчин, женщин и детей утонули или пропали без вести в море, либо оказались под стражей в Ливии, став жертвами чудовищных злоупотреблений».

Меры по активизации поисковых и спасательных операций в Центральном Средиземноморье, предпринятые лидерами ЕС в апреле 2015 года, позволили значительно сократить число погибших в море. Однако данная стратегия, в рамках которой ряд стран направил большее число спасательных судов ближе к ливийским территориальным водам, просуществовала недолго. Вместо этого правительства стран ЕС переключили своё внимание на то, чтобы бороться с нелегальными перевозчиками и не допустить отправление лодок с беженцами из Ливии – провальная стратегия, результатом которой стали ещё более опасные, чем ранее, попытки пересечь море, а количество смертей утроилось - с 0,89% во второй половине 2015 года до 2,7% в 2017 году.

Изменения в тактике, к которой прибегают нелегальные перевозчики людей, а также всё более широкое использование непригодных к такому плаванию судов, на которых начисто отсутствует какое-либо спасательное снаряжение, сделали пересечение моря даже более опасным, чем раньше. Однако несмотря на резкий всплеск смертей - более 2 000 за период с января этого года – ЕС не удаётся организовать должным образом подготовленную специализированную гуманитарную операцию вблизи территориальных вод Ливии. Вместо этого основное внимание уделяется расширению возможностей ливийской береговой охраны для более эффективного предотвращения выхода лодок в море и для их перехвата.

Задержания на море, проводимые береговой охраной Ливии, зачастую сопряжены для мигрантов и беженцев с большим риском. Методы, которые применяет береговая охрана, не соответствуют элементарным стандартам безопасности, и могут привести к панике и опрокидыванию с катастрофическими последствиями.

Имеются также заслуживающие доверия сообщения о том, что сотрудники береговой охраны вступают в сговор с контрабандистами; кроме того, есть доказательства того, что они допускают в отношении мигрантов различные злоупотребления. Сотрудники береговой охраны Ливии открывали огонь по лодкам с мигрантами, а в опубликованном в прошлом месяце докладе ООН говорится, что они «применяли огнестрельное оружие и напрямую виновны в гибели лодок с мигрантами». Нигериец, девять часов находившийся в лодке вместе со 140 другими мигрантами, сказал Amnesty International: «Все мы молились. Когда я увидел огни [спасательного судна], я подумал: пожалуйста, пожалуйста, только не ливийская полиция».

Мужчина из Бангладеш рассказал Amnesty International, что случилось после того, как их задержала ливийская береговая охрана. «Нас было 170 человек на резиновой лодке. Нас доставили обратно в тюрьму и вымогали деньги. Нам сказали: «Если вы заплатите, то больше вас никто не задержит, потому что мы – береговая охрана… Ливийские тюрьмы – это просто ад».

Сотрудничество ЕС с ливийской береговой охраной и подготовка её сотрудников в настоящее время осуществляется без соответствующих мер по обеспечению подотчётности и в отсутствие системы мониторинга за их проведением и эффективностью. Тех, кого задерживает береговая охрана, возвращают в Ливию, заключают под стражу и подвергают пыткам; закона о предоставлении убежища и процедуры его предоставления там просто не существует. Те, кто оказался под стражей в Ливии, крайне уязвимы для нарушений прав человека и иных злоупотреблений, включая убийства, пытки, изнасилования, похищения, принудительный труд, произвольное содержание на неопределённый срок в жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство условиях.

Мужчина из Гамбии рассказал Amnesty International: «Я провёл в тюрьме три месяца… В камере мы спали как сардины в банке, потому что не было места. Если вы ляжете неправильно, вас избивают. Для туалета и для питья была одна и та же вода… В тюрьме я видел, как троих человек пытали. Один мальчик умер под пыткой… Заключённых избивают обрезками трубы. Меня избивали по ночам».

Соглашения о сотрудничестве, направленные на улучшение возможностей ливийской береговой охраны по поиску и спасению мигрантов, должны в обязательном порядке предполагать резкое улучшение качества проведения задержаний и реальную ответственность за злоупотребления, в совершении которых виновны сотрудники береговой охраны. Также в соглашения должны быть включены положения о том, чтобы спасённых на море пересаживали на суда, которые доставят их в страны, где их безопасность и защита будут должным образом гарантированы.

«Если вторая половина этого года окажется такой же, как первая, если не принять неотложных мер, то 2017 станет рекордным по числу смертей на самом опасном миграционном маршруте в мире», - подчеркнул Джон Дальхизен.

«ЕС должен выделить больше судов в тот регион, где в них отчаянно нуждаются, и переосмыслить своё сотрудничество c вопиюще неэффективной службой береговой охраны Ливии. В конечном счёте, единственный устойчивый и человечный способ уменьшить число тех, кто решается на отчаянный риск, сопряжённый с подобными путешествиями, - открыть беженцам и мигрантам более безопасные и законные маршруты в Европу».

Полный текст документа

Доклад «Идеальный шторм: провал европейской политики в Центральном Средиземноморье»

#новости #главное #беженцы #Евросоюз