Польша: Новые поправки серьёзно подрывают независимость судебных органов

Amnesty International встревожена поправками в закон о Национальном судебном совете и в закон об Общих судах, одобренных парламентом страны; нижняя палата парламента, Сейм, приняла их 12 июля, Сенат выразил своё одобрение 15 июля. Теперь поправки должен подписать президент Польши. Ещё одна поправка в закон о Верховном суде, внесённая в повестку вечерней сессии Сейма 12 июля, также вызывает озабоченность в связи с попытками правительства перевести судебную власть под политический контроль. Первое слушание по данной поправке состоялось 18 июля. Суть внесённых изменений и связанные с ними угрозы будут рассмотрены ниже.

Изменения, внесённые ранее в порядок формирования Конституционного трибунала, уже стали поводом для серьёзного беспокойства, так как самым серьёзным образом повлияли на его независимость; в связи с этим Европейская комиссия, основываясь на Принципе верховенства права, выпустила рекомендацию, в которой признала наличие «системной угрозы принципу верховенства закона в Польше». Ещё одним источником обеспокоенности относительно независимости судебной системы Польши стали широкомасштабные кадровые изменения в прокурорском составе страны, проведённые в 2016 году. После слияния должностей Генерального прокурора и Министра юстиции, вступившего в силу в марте 2016 года, 500 из 6 000 прокуроров в Польше были либо переведены на другие должности с понижением, либо перешли на другое место службы, либо были вынуждены уйти в отставку. Последовавшее в результате внесения поправок в закон о прокуратуре расширение полномочий Генерального прокурора (ГП) и по совместительству Министра юстиции, в том числе полномочия вмешиваться в ход судебного разбирательства на любом его этапе и давать любому прокурору, ведущему дело, свои инструкции, вызвало серьёзную озабоченность.

Amnesty International считает, что все эти поправки подрывают право на получение эффективной правовой защиты и право на справедливое судебное разбирательство, закреплённые в Статье 45 Конституции Республики Польша, а также статьи 6 и 13 Европейской конвенции по правам человека и статьи 2(3) и 14 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП); Польша как государство-участник всех этих соглашений приняла на себя соответствующие обязательства. Кроме того, данные поправки противоречат статье 47 Хартии Европейского союза об основных правах. Таким образом, они несут в себе «очевидную угрозу серьёзного отступления» от ценностей, упомянутых в статье 2 Договора о Европейском союзе, в первую очередь тех из них, которые касаются соблюдения прав человека. В связи с этим Amnesty International вновь обращается к Европейской комиссии с призывом прибегнуть к процедуре, изложенной в статье 7 Договора о Европейском союзе (ДЕС).

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУДЕБНЫЙ СОВЕТ ПОЛЬШИ

Двенадцатого июля нижняя палата польского парламента (Сейм) приняла поправку к закону о Национальном судебном совете (НСС), являющемся конституционным органом, который призван защищать независимость судов и судей. В соответствии с поправкой увеличивалось число членов совета, назначаемых парламентом. Из 25 членов НСС 15 судей будут теперь назначаться нижней палатой парламента. Это является нарушением Конституции Польши, которая ограничивает число назначаемых парламентом членов НСС до шести человек (четверых назначает нижняя палата и ещё двоих - Сенат). До сих пор, в соответствии с Конституцией Польши, 15 членов НСС избирались судьями из судейского состава Верховного суда, Общих судов, административных судов и военных судов. По новому положению решающую роль в назначении судей НСС будет играть законодательная, а не судебная власть. В соответствии с прецедентным правом Европейского суда по правам человека это несёт угрозу усиления политического влияния на судейский совет и подрывает принцип независимости судебной власти.

Оставшиеся 10 мест в НСС займут Министр юстиции (который по совместительству возглавляет также Генеральную прокуратуру), Первый президент Верховного суда, председатель Высшего административного суда, судья, назначаемый президентом Республики Польша, четверо судей, назначаемых нижней палатой парламента и двое судей, которых назначает Сенат.

Помимо увеличения числа судей, которые будут назначаться по политическим соображением, проводимая реформа также сокращает полномочия НСС, одновременно расширяя полномочия Министра юстиции. В соответствии с предыдущим законодательством, выдвижение кандидатур новых судей происходило по рекомендации НСС. Реформа упраздняет эту функцию НСС, оставляя ему лишь право подвергнуть сомнению какую-либо определённую кандидатуру. Также у НСС нет больше права влиять на вопросы, связанные со служебным повышением судей; теперь это прерогатива Министра юстиции.

Помимо Amnesty International, озабоченность по поводу данной поправки высказал также целый ряд международных организаций. Из доклада, подготовленного Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) следует, что если новый закон будет принят, это поставит под угрозу независимость органа, основной целью которого является гарантировать независимость судебной власти в Польше. В своём письме спикеру польского парламента от 31 марта комиссар Совета Европы по правам человека «настоятельно призывает» парламент отклонить предлагаемые поправки к закону о НСС в связи с серьёзными опасениями, что это подорвёт независимость судебной власти. В апреле Консультативный совет европейских судей при Совете Европы (КСЕС) заявил, что «принятие данного закона … фактически означает передачу полномочий назначать членов Совета от судебной власти к законодательной. Предлагаемый новый метод отбора судей, входящих в Совет, не соответствует европейским стандартам независимости судебных органов».

ЗАКОН ОБ ОБЩИХ СУДАХ

Вечером 15 июля парламент также принял поправку к закону об Общих судах, согласно которой полномочия назначать президентов и вице-президентов судов передаются в руки Министра юстиции, который является в то же время Генеральным прокурором, благодаря чему он уже наделён широкими полномочиями непосредственно участвовать в судебных разбирательствах в качестве одной из сторон. Поправка также меняет процедуры служебного продвижения судей, не приводя чётких критериев для подобного продвижения, что вносит в этот процесс элемент произвола. Значимость должности Министра юстиции ещё более возрастает: теперь он будет назначать президентов и вице-президентов судов, и в то же самое время в качестве Генерального прокурора непосредственно участвовать в судебных разбирательствах. Это очевидным образом нарушает независимость судебной власти и противоречит обязательствам Польши по статье 6 Европейской конвенции по правам человека, статье 14(1) МПГПП, статье 45 Конституции Республики Польша и статье 47 Хартии Европейского союза об основных правах.

ЗАКОН О ВЕРХОВНОМ СУДЕ

В соответствии с поправкой к закону о Верховном суде (на момент написания этого заявления законопроект проходит первое слушание в Сейме), на следующий день после его вступления в силу все действующие судьи Верховного суда должны будут уйти в отставку. Министр юстиции, являясь в то же время Генеральным прокурором и выступая в качестве одной из сторон на судебных разбирательствах, будет иметь полномочия принимать решения об исключениях из этого правила и продлении для некоторых судей срока пребывания в должности.

Поправка вносит следующие основные изменения в полномочия Министра юстиции, которые вызывают особую озабоченность:

  1. Поправка предоставит Министру юстиции полномочия прекращать срок полномочий судей Верховного суда;

  2. Министр получит полномочия сформировать «новый» Верховный суд после прекращения полномочий нынешних членов Верховного суда

  3. Министр получит новые полномочия в рамках дисциплинарного производства в отношении судей Верховного суда, в том числе возможность опротестовать решения Верховного суда, принятые в ходе предыдущих дисциплинарных разбирательств

Предлагаемые изменения законодательства были подвергнуты критике со стороны НКО, а также со стороны экспертов в области права, как неконституционные и, по всей видимости, политически мотивированные.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Мнение Amnesty International по поводу угроз независимости судебной власти и независимости судей в Польше

Amnesty International. «Польша: Новый закон подрывает независимость судебных органов». 12 июля 2017

#новости #Польша