Рухани обманул надежды: Как при президенте-реформисте иранские власти расправляются с несогласными

Иранские власти организовали широкомасштабную кампанию преследований правозащитников с прихода к власти в 2013 года президента Хасана Рухани, которого многие наблюдатели до выборов считали сторонником умеренных реформ, утверждает Amnesty International в опубликованном сегодня докладе «В сети репрессий: Наступление на правозащитников в Иране».

За последние три года десятки правозащитников были привлечены к уголовной ответственности и брошены за решётку по сфабрикованным обвинениям в создании угроз национальной безопасности. Некоторых активистов приговорили к десятилетним срокам заключения только за контакты с ООН, ЕС или правозащитными организациями, в том числе с Amnesty International. При этом подконтрольные правительству СМИ заклеймили их как «иностранных агентов» и «предателей». Это нанесло сокрушительный удар надеждам на реформы в области прав человека, появившимся в ходе первой предвыборной кампании президента Хасана Рухани. «Горькая ирония заключается в том, что власти Ирана очень гордятся укреплением взаимодействия с ООН и Евросоюзом, особенно после заключения сделки по ядерной программе, а правозащитников, установивших контакты с этими же структурами, считают преступниками», – заявил Филип Лютер, директор по исследованиям и правозащитной деятельности Amnesty International на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

«Вместо того, чтобы пропагандировать опасный миф об угрозах национальной безопасности со стороны правозащитников, властям Ирана следовало бы сосредоточиться на решении проблем с соблюдением законов, на которые указывали правозащитники. Это люди, рисковавшие всем для того, чтобы построить более гуманное и справедливое общество. Наказание, которое они получили за такую храбрость, выглядит чудовищным», – добавил он.

Amnesty International призывает Евросоюз, объявивший о готовности возобновить с Ираном диалог по правам человека, самым решительным образом высказаться по поводу преследования правозащитников в этой стране.

«Международное сообщество, и в особенности ЕС, не должно хранить молчание по поводу возмутительного обращения с правозащитниками в Иране», – подчеркнул Филип Лютер.

«Не следует потакать иранским властям. ЕС должен решительно призвать к немедленному и безоговорочному освобождению всех тех, кто был заключён в тюрьму за свою мирную правозащитную деятельность, а также призвать положить конец использованию суды для репрессий», – объявил он.

В докладе приводятся 45 отдельных эпизодов преследований борцов против смертной казни, профсоюзных и женских активистов. защитников прав меньшинств, адвокатов и других общественников, в том числе добивающихся справедливости в отношении жертв массовых казней и исчезновений в 1980-х годах.

Наступление на правозащитников

За последние четыре года судебные власти Ирана стали беспримерно часто использовать расплывчатые формулировки «угрозы национальной безопасности» и резко увеличили срок тюремного заключения для признанных виновными активистов. Правозащитников приговаривают к срокам, иногда превышающим 10 лет, за такие действия как контакты с представителями ООН, ЕС, средств массовой информации или иностранных неправительственных организаций, в том числе с Amnesty International.

Одним из самых характерных является случай тяжелобольного правозащитника Араша Садеги, который отбывает в общей сложности 19-летний срок тюремного заключения за контакты с Европарламентом, Amnesty International и передачу данных спецдокладчику ООН по ситуации с правами человека в Иране.

Несмотря на его критическое состояние, власти неоднократно отказывались перевести его в больницу за пределами тюрьмы. Это было сделано в наказание за голодовку, которую Садеги держал в октябре 2016 – январе 2017 года. Таким образом он протестовал против ареста своей жены, Голрох Эбрахими Эраи, которая оказалась за решёткой за написанный ей рассказ о побивании камнями.

Выдающаяся иранская правозащитница Наргес Мохаммади, которая возглавляла иранский Центр по правам человека, отбывает в настоящее время 16-летний срок тюремного заключения. Приговор также был связан с её правозащитной деятельностью. Возбуждённое в отношении неё уголовное дело стало местью властей за её встречу с экс-главой европейской дипломатии Кэтрин Эштон в Международный женский день в 2014 году.

Рахелех Рахимпур приговорили к году тюремного заключения после подачи жалобы в ООН по поводу насильственного исчезновения её брата и племянницы в 1980-х годах.

«Это зловещая и явно преднамеренная попытка со стороны иранских властей отрезать правозащитников от внешнего мира и не допустить, чтобы они оспаривали официальную версию ситуации с правами человека в стране», – заявил Филип Лютер.

Профсоюзные активисты, в том числе Эсмаил Абди и Давуд Разави, также подвергались преследованиям и тюремному заключению за контакты с международными организациями, в том числе Международной организацией труда.

Та же участь ждала и активистов по защите прав меньшинств. Алирезу Фарши, члена Азербайджанского тюркского меньшинства Ирана, приговорили к 15-летнему тюремному заключению за «преступления», в числе которых письмо, отправленное ею в ЮНЕСКО и связанное с проведением Международного дня родного языка.

Вопиюще несправедливые судебные процессы

Правозащитники, чьи дела нашли своё отражение в докладе, неизменно осуждались по результатам судебных процессов в Революционных судах, проходивших с грубейшими нарушениями справедливого судопроизводства.

Судебные разбирательства часто бывают крайне непродолжительными. В частности, выступавшие против смертной казни активисты Атена Даеми и Омид Алишенас были приговорены к 14 и 10 годам тюремного заключения соответственно по результатам состоявшегося в марте 2015 года судебного разбирательства, которое продолжалось около 45 минут. Их приговоры позже в апелляции были сокращены до семи лет.

Суды над правозащитниками обычно проходят в атмосфере запугиваний, а их адвокаты сталкиваются с целым рядом злоупотреблений. Среди них попытки со стороны властей произвольно ограничить им доступ к подзащитным, либо не давать им возможности поговорить без свидетелей, либо задерживать им доступ к материалам суда.

Адвокаты по правам человека, которые высказывались против пыток и несправедливых судебных процессов, в свою очередь сталкивались с безжалостными преследованиями, лишением адвокатского звания и тюремным заключением. Выдающийся адвокат по правам человека Абдулфаттах Солтани с 2011 года отбывает 13-летнее тюремное заключение за свою мужественную работу по защите прав человека, в том числе совместно с Центром по правам человека.

Глобальная кампания Amnesty International «Отвага» призывает положить конец нападениям на тех, кто защищает права человека по всему миру. Более подробная информация доступна по ссылке.

#новости #Иран