© Getty Images

Строительство Никарагуанского канала приведет к принудительному выселению тысяч людей


3/8/2017

Строительство Никарагуанского канала приведет к принудительному выселению тысяч людей, приходит к выводу в опубликованном сегодня докладе Amnesty International.

В докладе «Права человека на продажу: Проект Великого межокеанского канала в Никарагуа и нарушение прав человека» критикуется расплывчатая правовая база, которая лежит в основе концессионных соглашений. По мнению Amnesty International, концессии были заключены без надлежащих консультаций с местными общинами и в нарушение целого ряда национальных и международных стандартов в области прав человека. Кроме того, власти Никарагуа несут ответственность за запугивание и преследование тех, кто осмеливается высказываться против этой сделки, заключают исследователи.

«Власти в Никарагуа из-под полы выгодно продали будущее страны, и теперь тысячи людей могут потерять все», – заявила Эрика Гевара-Росас, директор программ Amnesty International в Северной и Южной Америках.

«Единственный способ исправить эту ужасную ошибку – это отменить закон, санкционировавший строительство, пока ущерб ещё обратим. Проект стоит начинать с самого начала, гарантировав, что все затронутые строительством стороны смогут повлиять на собственное будущее. Любое другое решение будет игнорировать права общин», – добавила она.

В 2013 году Национальная ассамблея Никарагуа приняла закон, разрешивший строительство канала, который свяжет Атлантический и Тихий океаны, а также строительство ряда связанных с ним объектов (в том числе аэропорт, два морских порта, трубопровод, железнодорожную ветку и две зоны свободной торговли). Этот закон также предоставляет возможность для строительства в будущем других объектов без надлежащей консультации с затрагиваемыми строительством общинами.

Великий межокеанский канал потенциально может стать одним из крупнейших инженерных проектов на планете. Концессию на реализацию проекта получила гонконгская компания HK-Nicaragua Canal Development Investment Co. Limited. Планируется, что его длина будет составлять примерно 275 километров, и он разделит Никарагуа на две части. Канал пересечет большую часть озера Никарагуа, самого крупного источника питьевой воды в Центральной Америке.

По оценкам местных организаций гражданского общества, строительство коснется почти 120 000 людей. Всего в Никарагуа живет примерно шесть миллионов человек.

Жители районов, где пройдет строительство, рассказали исследователям Amnesty International, что правительство не провело с ними консультации и не предложило никаких альтернатив изъятию у них земель. Многие узнавали о грядущем строительстве, только когда в их районе объявились многочисленные иностранцы с эскортом полицейских и военных и началось межевание. Строительство поставило под угрозу жилые дома, места работы, сельскохозяйственные угодья, само выживание сельских общин.

«Большинство местных живут за счёт земли – сеют, разводят животных. Мы ничем другим заниматься не умеем, только работать на земле. Поэтому мы предпочли бы умереть здесь. Если мы поедем в город, то что мы там будем делать?» – цитирует исследование одного из пострадавших при строительстве.

«Абсолютно неприемлемо, что власти приняли этот крайне важный законодательный акт тайно. Администрация президента Ортеги должна защищать людей, а не думать только об экономической выгоде», - подчеркнула Эрика Гевара-Росас.

Власти страны отказались предоставить информацию о проекте и о том, как принимались решения по его разработке.

Преследование несогласных

В докладе Amnesty International также рассказывается о том, как никарагуанские власти преследуют всех, кто осмеливается протестовать против этого проекта.За последние годы в стране прошло как минимум 90 акций протеста.

Активисты-правозащитники, занимающиеся привлечением внимания общественности к возможным негативным последствиям строительства канала, также рассказали Amnesty International, что они сталкиваются с угрозами и запугиванием.

Жительница одной из общин, которых затронет строительство, сказала Amnesty International, что, когда она уходит из дома, чтобы принять участие в какой-нибудь акции протеста, то «прощается с детьми, потому что не знает, сможет ли вернуться».

«Отказ властей разговаривать с теми, кто больше всех пострадает от строительства канала, жесток и незаконен. Но ещё не поздно остановить этот бесчеловечный проект и начать действовать на законных основаниях», – призывает Гевара-Росас.

Подробнее

Права человека на продажу: Проект Великого межокеанского канала в Никарагуа и нарушение прав человека

#новости #Никарагуа