Тысячи мирных жителей оказались в ловушке в Ракке на севере Сирии, за который идёт решающая битва между боевиками Исламского государства (организация запрещена в РФ) и войсками противостоящей им коалиции во главе с США. Противоборствующие стороны должны сделать всё возможное, чтобы защитить гражданских от последствий боевых действий и обеспечить им безопасные пути отхода с линии фронта, заявила Amnesty International.
В опубликованном сегодня докладе исследователи Amnesty International представили документально подтверждённые свидетельства многочисленных жертв среди мирного населения с начала июньского наступления войск коалиции.
Свидетели, которым удалось спастись, рассказали Amnesty International, что для предотвращения бегства мирных жителей из города боевики ИГ устанавливали мины-растяжки и открывали по беглецам снайперский огонь. Одновременно гражданское население стало жертвой непрекращающихся артиллерийских и ракетно-бомбовых ударов со стороны возглавляемой США коалиции, действующей совместно с вооружёнными формированиями Сирийских демократических сил (СДС). Уцелевшие свидетели рассказали, что сирийские правительственные силы, которые поддерживает Россия, также наносили бомбовые удары по мирным жителям в деревнях и лагерях к югу от города, в том числе запрещёнными на международном уровне кассетными боеприпасами.
«По мере нарастания ожесточённости боёв за Ракку тысячи мирных жителей оказались в ловушке в смертельном лабиринте, попав под огонь со всех сторон. Зная о том, что ИГ использует гражданское население в качестве живого щита, СДС и силы США должны удвоить усилия по защите мирных жителей. Они должны избегать нанесения неизбирательных ударов и создать безопасные пути отхода для мирных жителей», – заявила Донателла Ровера, старший советник по реагированию на кризисные ситуации Amnesty International, проводившая расследование на месте событий.
«Ситуация станет ещё опаснее, когда в решающую стадию бои начнутся в центре города. Можно и нужно сделать больше для того, чтобы сохранить жизни мирных жителей, втянутых в этот конфликт, и обеспечить им безопасные пути выхода с поля боя», – добавила она.
СДС и силы коалиции 6 июня приступили к завершающей фазе операции по восстановлению контроля над Раккой. В бои вступили и поддерживаемые Россией сирийские правительственные силы, которые начали наносить авиаудары по деревням и лагерям для перемещённых лиц к югу от города. Сотни мирных жителей были убиты и ранены в ходе нападений со всех сторон с момента начала этих наступательных операций.
Число остающихся в ловушке в Раке неизвестно, по оценкам ООН, их может быть от 10 до 50 тысяч человек. Многие из них, а возможно, и большая их часть используются как живой щит в Старом городе и на других подконтрольных ИГ территориях.
Осада Ракки. Фото: Wikipedia
Мирным жителям, заблокированным в Ракке, угрожает серьёзная опасность из-за интенсивных артиллерийских обстрелов и более ограниченных авиаударов со стороны коалиционных сил, которые действуют на основе развединформации сил СДС, которые проводят сухопутную часть операции.
Многие из тех, кому недавно удалось бежать с места боёв, рассказывали Amnesty International, что непрерывные и часто неточные атаки привели к резкому увеличению числа жертв среди мирного населения за последние недели и месяцы.
Дарайя, район к западу от центра Ракки, оказалась одной из территорий, подвергшихся интенсивному обстрелу со стороны коалиционных сил, в том числе в период с 8 по 10 июня.
Один из жителей Дарайи сказал: «Это был настоящий ад, наш район накрыли бомбы и снаряды. Жители не знали, куда бежать, чтобы спастись. Некоторые люди покидали свои дома только затем, чтобы вновь оказаться под обстрелом. Неужели СДС и силы коалиции не знали, что здесь полно мирных жителей? Мы застряли здесь, потому что ДАИШ [ИГ] не позволили нам уйти».
Другой житель района рассказал, как в результате десятков обстрелов 10 июня одноэтажной жилой застройки в Дарайе погибли по меньшей мере 12 человек, в том числе 75-летний мужчина и 18-месячный младенец: «Обстрелы накрывали один дом за другим. Это было неописуемо, как будто наступил конец света – грохот, люди кричат. Я никогда не смогу забыть эту бойню».
Очевидцы также сообщили Amnesty International, что силы коалиции атакуют лодки, пересекающие реку Евфрат, перекрывая тем самым практически единственный путь к спасению для мирных жителей, пытающихся бежать из города.
Второго июля командующий силами коалиции генерал-лейтенант армии США Стивен Дж. Таунсенд заявил в интервью New York Times: «Мы открываем огонь по любой лодке, которую обнаруживаем». Ещё в марте 2017 года силы коалиции выпустили листовки для местных жителей с предупреждением: «ДАИШ использует лодки и плоты для доставки оружия и боевиков – не пользуйтесь плотами и лодками, скоро последуют авиаудары».
«Главный путь к спасению для мирных жителей, пытающихся бежать от конфликта в Ракке, был через реку, поэтому нанесение ударов «по каждой лодке» из ошибочного предположения, что любое плавсредство перевозит боевиков ИГ или оружие – это неизбирательное применение силы, запрещённое по законам войны», – подчеркнула Донателла Ровера.
ИГ использует множество способов, чтобы не позволить мирным жителям покинуть Ракку, делая из гражданских живой щит. Боевики ИГ устанавливают противопехотные мины и мины-растяжки на маршрутах выхода, оборудуют вокруг города блокпосты, чтобы ограничить передвижение людей, и стреляют в тех, кто пытается скрыться.
В связи с тем, что линия фронта постоянно сдвигается, мирные жители подвергаются серьёзной опасности.
Махмуд, житель района Дарайя, которому удалось бежать, рассказал Amnesty International: «Это была ужасная ситуация … Боевики ИГ не позволили бы нам уйти. У нас не было еды, не было электричества. Вокруг было множество осведомителей, всё докладывающих религиозной полиции. Нас обложили снайперы. Если вас подстрелит снайпер, вы умрёте в своём доме, врачей нет».
По мере того, как сражение входит в решающую стадию, ситуация для мирных жителей ухудшается.
Риим, ещё один житель Дарайи, рассказал, как боевики ИГ гнали людей в пределы Старого города, где ожидался решительный штурм: «[Боевики] пришли, постучали в дверь и объявили, что у нас есть полчаса, чтобы прийти в Старый город. Если бы вы отказались, вас обвинили бы в том, что вы агент РПК [Рабочей партии Курдистана], и пригрозили бы бросить в тюрьму».
«Размещаясь в жилых районах Ракки и используя мирных жителей в качестве живого щита, боевики ИГ совершают очередное вопиющее нарушение законов войны», – заявила Донателла Ровера.
Жители деревень на подконтрольных ИГ территориях к югу от Евфрата столкнулись с последствиями ещё одного наступления – со стороны поддерживаемых Россией сирийских правительственных сил. Во второй половине июля они начали осуществлять неизбирательные авиаудары, в результате которых по меньшей мере 18 мирных жителей были убиты, а многие другие получили ранения.
Детальные свидетельства уцелевших в этих бомбардировках показывают, что сирийские правительственные силы применяли запрещённые на международном уровне кассетные боеприпасы, а также неуправляемые бомбы в районах импровизированных лагерях вдоль оросительных каналов вблизи Евфрата.
Несколько очевидцев рассказали представителям Amnesty International о том, что российские ВКС 23 июля сбросили четыре кассетные бомбы на лагерь Сабха, убив 10 мирных жителей, среди которых был 18-месячный ребёнок. Ещё тридцать человек были ранены.
«Мы знаем, что это были кассетные боеприпасы, потому что там не было одного большого взрыва в одном месте; было много небольших разрывов на очень большой площади. От этих взрывов загорелись палатки, так что мы всё потеряли», – сказала Захра аль-Мула, потерявшая в результате этой атаки четырёх своих родственников.
На следующий день новые кассетные бомбы были сброшены на лагерь Шурайида, в двух километрах к востоку. Представители Amnesty International посетили в местом госпитале выживших в этой бомбардировке, в том числе 14-летнего мальчика Усаму, который получил множественные ранения в живот, руки и ноги. В этой атаке он потерял семерых родственников.
Жители городов к югу от Ракки также рассказывали, что в середине июля вынуждены были спасаться бегством от неизбирательных бомбардировок с воздуха..
«Осаждённые в Ракке столкнулись с проявлениями ужасающей жестокости от рук боевиков ИГ – в этом нет никаких сомнений. Однако нарушения, допускаемые ИГ, не отменяют международные правовые обязательства остальных противоборствующих сторон по защите мирного населения. Они включают в себя выбор законных целей, предотвращение неизбирательных или несоразмерных ситуации ударов, а также принятие всех возможных мер предосторожности для того, чтобы свести к минимуму ущерб для мирных жителей», – подчеркнула Донателла Ровера.
«I won’t forget this carnage». Civilians trapped in battle for Raqqa