Польша: Необходимо прекратить подавление мирных протестов

Правительство Польши преследует участников мирных протестов с очевидной целью не допустить новых протестных выступлений, - заявила Amnesty International в новом докладе, опубликованном сегодня.

В докладе «Польша: Уличные шествия в защиту прав человека» рассказывается, как власти прибегают к слежке, гонениям и судебному преследованию, пытаясь разобщить протестующих и не допустить новых массовых протестов. Начиная с 2016 года тысячи человек выходили на улицы, чтобы выразить мирный протест против репрессивного законодательства в таких областях, как права женщин, а также предложенных изменений законодательства, угрожающих принципу верховенства закона.

«По мере того, как правительство Польши продолжает ужесточать контроль над судебной системой, ряды протестующих расширяются. Однако правительство делает всё возможное, чтобы пресечь протесты. Полиция осуществляет слежку, запугивает и даже преследует по суду тех, кто просто осмеливается высказаться вслух», - заявила исследователь Amnesty International в Польше Барбора Чернушакова.

«И ООН, и ЕС охотно признали, что президент наложил вето на законопроекты, подрывающие независимость судебной власти, во многом благодаря массовым протестам. Теперь сами протестующие нуждаются в своей борьбе в поддержке международного сообщества».

Запугивание отдельных лиц

В июле 2017 года тысячи протестующих в более чем 50 городах по всей Польше вышли на улицы, выражая несогласие с предложенными правительством поправками в законодательство, угрожающими независимости судебной власти. В ответ правительство предприняло в отношении мирных протестующих целый ряд мер полицейского характера, создающих препятствия для проведения протестов и нарушающих право граждан на свободу выражения мнений и свободу собраний.

Значительные силы полиции установили металлические заграждения, перекрыв дорогу протестующим на дальних подступах к парламентским зданиям. Сотни сотрудников полиции ежедневно патрулировали эту территорию, используя различные методы для того, чтобы физически не дать возможность собравшимся выражать протест, в том числе длительное время удерживая группы людей на ограниченной площади (подобная тактика известна как «кеттлинг»), перекрывая улицы, словесно и физически угрожая протестующим и запугивая их.

В ночь с 18 на 19 июля женщина, которую зовут Клементина, находилась на одной из дорог и фотографировала протестующих. Она заявила, что полицейские физически напали на неё: «Я просто стояла там, и один полицейский схватил меня без всякого предупреждения и толкнул на светофорный столб. Он ударил меня в лицо. Я не сопротивлялась… После этого ко мне подошли ещё полицейские, они полностью заблокировали улицу и удерживали меня там». Позже в полиции заявили СМИ, что у Клементины нет никаких доказательств того, что в отношении неё были допущены злоупотребления.

Приоритет организаторам проправительственных собраний

В дополнение к жёстким методам, применяемым полицией, новые необоснованные ограничения права на мирные собрания вводятся путём принятия изменений в законодательство. В декабре 2016 года польский парламент одобрил ограничительный Закон о собраниях, по которому предпочтение отдаётся проведению «циклических демонстраций», то есть таких, которые организуют одни и те же люди в одних и тех же местах несколько раз в год. На протяжении 2017 года правительство отдавало приоритет ежемесячным проправительственным шествиям – в память о событиях 2010 года, когда в авиакатастрофе под Смоленском погиб тогдашний президент Лех Качиньский и ещё 95 человек – в ущерб другим заявкам на проведение мирных собраний, что напрямую нарушает международное законодательство в области прав человека.

Несмотря на запрет на проведение альтернативных собраний, мирные демонстранты продолжали каждый месяц собираться на контр-демонстрациях в течение всего 2017 года. Десятки протестующих были привлечены к ответственности за мелкие правонарушения, такие как «вмешательство в ход проведения законного собрания»; других привлекли по уголовным обвинениям, в частности, за «злонамеренное вмешательство в религиозный обряд», так как ежемесячные проправительственные шествия характеризовались как религиозные процессии.

Атмосфера страха

Протестующие в Польше сталкиваются и с другими ощутимыми препятствиями на пути к тому, чтобы их возражения против ограничительного законодательства были замечены и услышаны. Помимо физического противодействия проведению мирных протестов, власти устанавливали слежку за демонстрантами, их перемещения отслеживались, к ним приходили домой. В отношении многих из них были выдвинуты обвинения в рамках судебного преследования.

«Польское правительство всячески стремится внушить страх тем, кто намерен выражать мирный протест», - подчеркнула Барбора Чернушакова. Один из студентов университета, которого обвинили в попытках «ограничить свободу СМИ» за то, что он громко протестовал рядом с журналистом, который вёл репортаж из одного из общественных мест в декабре 2016 года, заявил Amnesty International: «Без всякого сомнений, людей стремятся запугать, чтобы они не протестовали».

«Перспектива уголовного преследования мирных демонстрантов исключительно за осуществление ими своего права на свободу выражения мнений и свободу мирных собраний рисует мрачную картину сегодняшней ситуации в Польше. Эти мелочные и репрессивные обвинения отражают процесс сворачивания пространства для гражданского общества, их нужно немедленно отменить», - отметила Барбора Чернушакова.

Справка

Наложив вето на неоднозначные предложения польских парламентариев по проведению судебной реформы, президент в конце сентября 2017 года выдвинул собственные предложения. Протесты могут возобновиться в любой момент после того, как эти предложения – которые по-прежнему вызывают озабоченность по поводу соблюдения принципа верховенства закона и независимости судебной власти – будут вынесены на рассмотрение парламента.

#новости #главное #Польша