Шестнадцатого октября судья Национальной судебной палаты вынес постановление о заключении под стражу до суда Жорди Санчеса и Жорди Куишара, глав двух каталонских организаций – «Каталонской национальной ассамблеи» (КНА) и Omnium Cultural. Их обвиняют в призывах к мятежу согласно статье 544 уголовного кодекса Испании в связи с акциями протеста, которые они организовали в Барселоне 20 и 21 сентября. Целью этих протестов было помешать операции правоохранительных органов и судебных властей в нескольких правительственных зданиях по предотвращению организации референдума о независимости Каталонии 1 октября.
Операция полицейских и судебных органов 20 и 21 сентября проводилась на основании ордера, выданного судом в Барселоне, и в ее рамках прошли обыски в нескольких государственных учреждениях. Седьмого сентября Конституционный суд постановил, что референдум незаконен и противоречит конституции Испании.
Amnesty International не оспаривает постановление Конституционного суда и его выполнение. Однако, права на свободу выражения мнений и свободу мирных собраний распространяются и на возможность для частных лиц и организаций гражданского общества выражать свои взгляды по поводу референдума и в целом вопроса о независимости в любое время, индивидуально или коллективно, в том числе в ходе публичных собраний. Согласно международному праву в области прав человека, власти Испании должны защищать права частных лиц выражать свое несогласие с постановление Конституционного суда и организовывать мирные общественные собрания в защиту референдума.
Тем не менее, международное право в области прав человека также позволяет государствам вводить некоторые ограничения на эти права для достижения таких законных целей, как защита общественного порядка или национальной безопасности, при условии, что эти ограничения очевидно необходимы и пропорциональны для обеспечения этих целей.
В своем решении о предварительном заключении под стражу судья Национальной судебной палаты утверждает, что Жорди Санчес и Жорди Куишар не просто призывали людей принять участие в мирном собрании, но действовали исходя из общей стратегии и плана по обретению Каталонией независимости.
Судя по сообщениям, которые они публиковали в социальных сетях, а также по некоторым их заявлениям во время этих событий, Жорди Санчем и Жорди Куишар призывали демонстрантов собраться перед правительственными зданиями с целью помещать законной полицейской операции. Но, судя по всему, они не призывали демонстрантов применять насилие и вину за единичные насильственные акты со стороны протестующих, например, за повреждение нескольких полицейских машин, нельзя прямо или косвенно возложить на них, как на организаторов протестов.
Ограничение прав на свободу выражения мнений и свободу мирных собраний для тех, кто пытается помешать законной операции правоохранительных органов, даже если они делают это, не прибегая к насилию, может быть оправдано необходимостью защиты общественного порядка.
Однако, согласно международному праву, ограничения на свободу выражения мнений «должны представлять собой наименее ограничительное средство из числа уместных для выполнения своей защитной функции». Это требование соразмерности означает, что уголовные санкции, в частности лишение свободы, часто являются чрезмерным ограничением прав на свободу мирных собраний и выражения мнений.
Жорди Санчеса и Жорди Куишара обвинили в правонарушении, которое предусматривает наказание от 8 до 10 лет тюремного заключения, и арестовали.
Хотя за призывы к демонстрантам собраться с целью помешать проведению законной полицейской операции может быть назначено наказание как за незначительное нарушение общественного порядка, уголовное преследование Жорди Санчеса и Жорди Куишара за столь серьезное уголовное преступление, как призыв к мятежу, и их предварительное заключение являются чрезмерным ограничением их прав на свободу выражения мнений и свободу мирных собраний.
Amnesty International призывает власти Испании снять с Жорди Санчеса и Жорди Куишара обвинения в призыве к мятежу, которое крайне расплывчато сформулировано и может повлечь наказание в виде тюремного заключения на срок в 10 лет, и немедленно освободить их из-под стражи.