Власти Таджикистана должны немедленно отпустить на свободу журналиста и стендап-комика Хайрулло Мирсаидова

Руководитель сборной КВН Таджикистана и независимый журналист Хайрулло Мирсаидов с 5 декабря 2017 года находится в СИЗО № 1 города Худжанда — административного центра Согдийской области на севере Таджикистана. Он обвиняется в присвоении средств, подделке документов, заведомо ложном доносе и разжигании национальной, расовой, местнической или религиозной вражды. Amnesty International считает Хайрулло Мирсаидова узником совести, которого наказывают исключительно за то, что он воспользовался своим правом на свободу выражения мнений. Хайрулло Мирсаидов должен быть немедленно и безоговорочно отпущен на свободу.

Прокуратура Согдийской области возбудила уголовное дело против Хайрулло Мирсаидова после того, как в ноябре 2017 года он опубликовал открытое письмо к президенту Таджикистана, генеральному прокурору страны и председателю Согдийской области с утверждениями о коррумпированности местных худжандских чиновников. Обвинение по статье 189 Уголовного кодекса Республики Таджикистан «Возбуждение национальной, расовой, местнической или религиозной вражды», скорее всего, связано с некоторыми сатирическими материалами, которые Хайрулло Мирсаидов подготовил для команды КВН.

В декабре 2017 года Amnesty International обратилась по поводу произвольного уголовного преследования Хайрулло Мирсаидова к генеральному прокурору Республики Таджикистан. Организация призвала его использовать имеющиеся у него полномочия и принять меры к тому, чтобы с Хайрулло Мирсаидова были сняты все обвинения, а сам он как можно скорее отпущен из предварительного заключения и смог в дальнейшем беспрепятственно заниматься журналистикой и делами команды КВН. Письмо Amnesty International осталось без ответа.

Отцу Хайрулло Мирсаидова удалось навестить его в СИЗО 28 декабря 2017 года. Хайрулло Мирсаидов сказал ему, что отрицает все обвинения в свой адрес, и потребовал беспристрастного расследования своего дела. После свидания, прошедшего в приватной обстановке, отец рассказал СМИ, что Хайрулло Мирсаидов не жалуется на условия содержания и не подвергается неправомерному давлению.

Уголовное дело в отношении Хайрулло Мирсаидова

Прокуратура Согдийской области 5 декабря 2017 года вызвала Хайрулло Мирсаидова на допрос в связи с его публичной критикой в адрес местных чиновников. Как только он явился, его тут же задержали по обвинениям в трёх уголовных преступлениях: присвоение или растрата государственных средств (ст. 245 Уголовного кодекса, ч. 4, п. «б»), подделка документов, штампов, печатей, бланков») (ст. 340, ч. 1), заведомо ложный донос (ст. 346, ч. 2). Особую тревогу вызывает то, что затем ему предъявили дополнительные обвинения в разжигании национальной, расовой, местнической или религиозной вражды (ст. 189, ч. 2). Худжандский городской суд 8 декабря арестовал его на два месяца.

Первые три обвинения связаны с утверждениями Хайрулло Мирсаидова о коррумпированности местных худжандских чиновников. В своём открытом письме в ноябре 2017 года Хайрулло Мирсаидов рассказал, что руководитель Управления по делам молодёжи и спорта Согдийской области требовал у него взятку в размере 1000 долларов США из государственных средств, выделенных на участие команды КВН в играх КВН за рубежом. По словам Хайрулло Мирсаидова, когда он отказался давать взятку, команде КВН вообще не дали денег, и поэтому она не смогла поехать на игры. В ответ на открытое письмо руководитель Управления по делам молодёжи и спорта Согдийской области обвинил Хайрулло Мирсаидова в том, что тот сам присвоил государственные средства и попросил прокуратуру Согдийской области провести в отношении Хайрулло Мирсаидова проверку.

Прокуратура Согдийской области 17 января 2018 года сообщила медиагруппе Asia-Plus, что Хайрулло Мирсаидову предъявлены обвинения в присвоении выделенных государством средств в размере 34 000 долларов США и что в зависимости от результатов дальнейшей ревизии сумма может оказаться больше . При этом прокуратура Согдийской области не уточняет, в связи с чем выдвинуты обвинения в разжигании национальной, расовой, местнической или религиозной вражды. Разные СМИ цитировали слова представителя прокуратуры, что обвинения касаются публикаций Хайрулло Мирсаидова в интернете. Некоторые СМИ со ссылкой на отца Хайрулло Мирсаидова сообщали, что согласно тем материалам дела, с которыми ему удалось ознакомиться, команду КВН обвиняют в «оскорблении чести и достоинства таджикского народа» в некоторых из их скетчей.

Представители международного движения КВН 7 января 2018 года опубликовали обращение в защиту Хайрулло Мирсаидова, в котором говорилось, что как кавээнщика его невозможно упрекнуть в разжигании национальной, расовой, местнической или религиозной вражды. Представители КВН утверждали, что ни в скетчах, ни в шутках сборной КВН Таджикистана не было и намёка на разжигание вражды и розни и что сотни болельщиков таджикской команды приходили в телестудии, чтобы присутствовать на записи выступлений таджикской сборной КВН.

Вопросы, вызывающие обеспокоенность Amnesty International

Право на свободу выражения мнений, включающее в себя свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию, охраняется статьёй 19 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), к которому Таджикистан присоединился в 1999 году.

Согласно статье 19 МПГПП, вмешательство в это право допустимо лишь при соблюдении трёх условий: ограничения должны быть установлены законом, применяться для защиты определённых общественных интересов либо прав и репутации других лиц, а также являться необходимыми и соразмерными заявленным целям по защите законных интересов. Под законными интересами подразумеваются права и репутация других людей, охрана государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

Наряду с этим, государства должны запрещать «пропаганду ненависти», представляющую собой призывы к дискриминации, вражде и насилию (иногда её называют «ненавистнической риторикой» или «языком вражды»). Это касается и материалов, распространяемых через интернет. В пункте 2 статьи 20 МПГПП говорится, что «всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию [в отношении специфической группы людей], должно быть запрещено законом» государства. Такие запреты должны быть недвусмысленно прописаны в законодательстве и чётко сформулированы. Недопустимо, чтобы их применение вело к неправомерному ограничению права на свободу выражения мнений. Кроме того, все юридические ограничения свободы выражения мнений должны быть максимально недвусмысленными и чёткими, чтобы люди могли сами регулировать своё поведение и следить за тем, чтобы не преступить закон.

Amnesty International считает, что судя по полученной информации, утверждения о коррупции среди местных чиновников в открытом письме Хайрулло Мирсаидова не представляли собой угрозы государственной безопасности, общественному порядку, здоровью или нравственности населения. Правительство Таджикистана само проводит общенациональную кампанию по борьбе с коррупцией и призывает граждан рассказывать о таких случаях.

Хотя обвинения в коррупции и можно расценить как нападки на репутацию местного чиновника, меры, принятые в отношении Хайрулло Мирсаидова, а именно лишение его свободы, не являются необходимыми и соразмерными преследуемой цели по защите законного интереса.

Более того, в международном праве закрепились нормы, что общественные деятели должны быть готовы мириться с большей, а не меньшей критикой, чем обычные люди. Поэтому во множестве дел Европейский суд по правам человека выносил решения о том, что рамки допустимой критики применительно к общественным деятелям шире, чем в тех случаях, когда речь идёт о частных лицах. Открытая дискуссия по поводу действий государственных должностных лиц относится к сфере общественных интересов. Общественные деятели привлекают к себе пристальное внимание всего общества и поэтому должны демонстрировать большую терпимость к разным формам критики.

И наконец, сатира в скетчах команды КВН не представляет собой «пропаганды ненависти». Сатира — форма художественного выражения, социального высказывания, и преувеличения и искажение реальности — её неотъемлемая часть. Amnesty International считает, что уголовное дело, возбуждённое в отношении Хайрулло Мирсаидова за сатирическое изображение стереотипных национальных черт в скетчах, представляет собой неоправданное ограничение его права на свободу выражения мнений, которое Таджикистан обязан защищать в соответствии с нормами национального и международного права.

Документ

Власти Таджикистана должны немедленно отпустить на свободу журналиста и стендап-комика Хайрулло Мирсаидова

#новости #Таджикистан