Amnesty International представляет опубликованный ниже документ в Комитет по правам человека Организации Объединённых Наций в преддверии предстоящего рассмотрения пятого периодического доклада Беларуси в отношении мер, предпринятых для выполнения положений Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП). В этом документе кратко изложены основные проблемы в области прав человека в Беларуси, вызывающие озабоченность Amnesty International за период с 2013 по 2018 годы; данное изложение не является исчерпывающим.
В течение этого периода власти Беларуси по-прежнему нарушали целый ряд основных прав человека. Несмотря на позитивные шаги, указывающие на определённый прогресс в отношении отмены смертной казни, в Беларуси по-прежнему выносили смертные приговоры и тайно казнили заключённых. Власти страны последовательно игнорировали требования Комитета по правам человека ООН остановить казни на период, в течение которого уголовные дела приговорённых к смерти находятся на рассмотрении в суде.
Власти Беларуси по-прежнему допускали нарушения права на свободу мирных собраний, права на свободу объединений и свободу выражения мнений, а также права на свободу и личную неприкосновенность. Во многих случаях сотрудники правоохранительных органов произвольно лишали свободы отдельных лиц, зачастую в ходе мирных протестов. Сотни участников мирных протестов и активисты, пытавшиеся осуществить своё право на свободу объединений и свободу выражения мнений, были задержаны, подвергнуты значительным штрафам, «административному задержанию» и в ряде случаев тюремному заключению по итогам политически мотивированных судебных процессов, не соответствовавших стандартам справедливого судопроизводства.
Только за март и апрель 2017 года по всей стране были задержаны сотни участников мирных протестов, в ряде случаев с применением чрезмерной силы со стороны милиции. Большая часть печатных СМИ, радио- и телеканалов в стране работают в условиях непосредственного контроля со стороны правительства; кроме того, власти предприняли ряд шагов, направленных на расширение и усиление контроля за электронными СМИ в интернете. Существующее законодательство, регулирующее правила проведения тайного наблюдения, позволяет властям осуществлять широкомасштабную слежку без каких-либо подтверждений её правомерности, при этом отсутствуют надлежащее санкционирование и надзор за осуществлением слежки со стороны какого-либо независимого судебного органа.
Свобода объединений в Беларуси по-прежнему неоправданно ограничивалась; вместе с тем, в настоящее время рассматриваются возможные изменения законодательства в отношении декриминализации участия в деятельности незарегистрированных организаций; подобное «преступление» может быть переквалифицировано как соответствующее административное «правонарушение».