Международное расследование нарушений прав человека в Чечне – важный шаг к прекращению безнаказанности за систематические нарушения прав человека. Amnesty International приветствует представленное 1 ноября решение группы из 16 стран-участниц ОБСЕ о формировании миссии экспертов в рамках Московского механизма организации для расследования сообщений о нарушениях прав человека в Чечне, в частности, развернувшейся в начале прошлого года в республике кампании преследования ЛГБТ.
«Московский механизм ОБСЕ – важный инструмент для проведения международного расследования серьезных нарушений прав человека в России. Мы приветствуем готовность стран-членов ОБСЕ создать экспертную миссию, чтобы пролить свет на произошедшее в Чечне. Это исключительно важно в ситуации, когда национальные механизмы расследования нарушений прав человека неэффективны и не способны установить виновных и обеспечить справедливость потерпевшим», – заявил заместитель директора Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии Денис Кривошеев.
Один из инструментов механизма человеческого измерения ОБСЕ – Московский механизм – это специальная процедура расследования фактов нарушений прав человека. В установившем её документе, принятом в 1991 году Москве, страны-члены ОБСЕ согласились с тем, что «обязательства, принятые ими в области человеческого измерения ОБСЕ, являются вопросами, представляющими непосредственный и законный интерес для всех государств-участников, и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства». Исходя из этого, члены ОБСЕ не могут ссылаться на принцип невмешательства, чтобы избежать обсуждения нарушений прав человека в своих странах. За более чем 25-летний срок существования этого инструмента он использовался всего семь раз. В отношении России он задействуется впервые.
«В прошлом году весь мир потрясли сообщения о кампании похищений, пыток и убийств в Чечне мужчин, которые по мнению местных властей принадлежат к ЛГБТ-сообществу. Несмотря на все усилия правозащитников как в России, так и за рубежом никакого должного расследования этих сообщений так и не было проведено», – пояснил Кривошеев.