Мария Середа: Согрейся и согрей. Немного про надежду

В выходные мы проводили уличные акции в рамках международного «Марафона писем» Amnesty International. Чтобы не мерзнуть, взяли в аренду уличные обогреватели, и у акции само собой родилось название «Согрейся и согрей». Шесть историй о нарушениях прав человека - в Узбекистане, Венесуэле, Греции, Саудовской Аравии, США и России. Российский кейс - о троих калининградцах, которым грозит 7 лет за поднятие немецкого флага. Мы стояли у метро «Семёновская», просили прохожих подписать обращения к представителям власти, разговаривали, спорили, отвечали на вопросы.

Парень лет 25, с подругой:

— О, смотри, пятая колонна. Щас, погоди. [Читает на стенде о Челси Мэннинг, которая сидит в тюрьме за то, что слила на Wikileaks данные о преступлениях американских военных]. Ой, нет. Не пятая. Давайте подпишу, где?

Две дочки лет 12 с мамой:

— Мама, а про что это? - Погодите… [Слушает разговор волонтера с другими прохожими] Это… Это люди из разных стран, которым власти не дают своё мнение выражать. Так, идите сюда, читайте. Пора вам уже знать всё это. В такой стране живёте…

Еще одна мама с дочкой, лет 14. Мама разговорчивая, дочка молчаливая, бледненькая, в больших очках. Рассказываю им про калининградцев. Мама:

— Ой… ну немецкий флаг-то… фашистский… это что ж такое… это зачем же? Столько там наших-то полегло, как же… Вы что, поддерживаете? Зачем они фашистский флаг-то?

И тут дочка вдруг:

— Мама!!! О чём ты вообще, мама?!? Семь лет!!! Семь лет за флаг, понимаешь?! Говорят тебе, что не фашистский, а другой. И какая разница вообще? Семь лет тюрьмы, мама, за флаг! Это что, нормально? Подписывай давай, и пошли.

Молодой парень, с аккуратной бородкой, а очках. На вид - олицетворение креативного класса. С ним хорошенькая девушка в шубке. Рассказываю им о Параскеви Кокони - цыганке, которую в Греции избили расисты на глазах у её 11-летнего сына.

— Да цыган истреблять надо, как крыс. Это не люди, а крысы. Жрут что попало, живут в антисанитарии.

— Как истреблять, например? В газовых камерах?

— Вот да, прямо так, в камерах и истреблять, пока все не передохнут.

Девушка молчит, уткнувшись ему в плечо, лица не видно в меховом капюшоне.

Мужчина лет 50, подошел, почитал про Челси Мэннинг и говорит мне вдруг:

— Да что вы всё на Америку бочку-то катите? Да нам бы, нам бы хоть в половину так жить хорошо, как там живут? Эх, вы…

Я, опешив, кричу ему, в спину уже, что он нас не за тех принял, но он уходит. Минут через пять, впрочем, возвращается:

— Слушайте, так вы всё-таки не из этих? Тут обычно эти, с промытыми мозгами стоят, я думал вы тоже что-то вроде того. Вы Амнистия, да? Слушайте, а что там в Грозном-то? Офис чей-то подожгли? По Эху вчера было.

Подписал, правда, только одну петицию, в защиту блоггера из Саудовской Аравии, которого приговорили к 1000 ударов кнутом. Остальные подписывать побоялся - уверен, что посольства выдают данные подписантов подписи нашим властям.

Но сильнее всего меня согрела девушка с дредами, замотанная шарфом до самых глаз. Она сперва внимательно, серьёзно, молча прочитала все 6 историй и подписала все шесть петиций, а потом задумалась на секунду, покопалась в пакете с покупками (мы стояли как раз напротив торгового центра) и, немного смущаясь, подарила мне банку хумуса. Я тоже смутилась, растрогалась, дала ей значок с адресом нашего сайта и попросила найти нас в фейсбуке.

Девушка с дредами и хумусом, если вы это читаете: привет вам тёплый и спасибо.

Вообще, люди, всем вам спасибо. Всё будет хорошо.

Подписать, распечатать и отправить петиции в рамках Марафона писем Amnesty International можно здесь: http://amnesty.org.ru/m2014/

#блог #Россия #марафон