Накануне экстренного саммита в Брюсселе Amnesty International публикует Программу действий для европейских правительств, предусматривающую немедленные и эффективные меры для пресечения текущей катастрофы, приведшей к гибели тысяч беженцев и мигрантов.
В брифинге под названием Europe’s sinking shame: The failure to save refugees and migrants at sea («Глубокий позор Европы: неспособность спасти беженцев и мигрантов в море», на англ. яз.) приводятся рассказы людей, спасшихся с затонувших судов. В документе говорится о трудностях и ограниченных возможностях поисково-спасательных операций в центральной части Средиземного моря и предлагаются меры по решению этой проблемы. Авторы брифинга призывают незамедлительно развернуть гуманитарную операцию по спасению жизней в море, обеспечив её необходимыми морскими и воздушными судами и другими ресурсами с целью патрулирования районов, где людям грозит опасность.
«На встрече в Брюсселе лидерам европейских государств представится историческая возможность положить конец стремительно растущей гуманитарной трагедии титанических масштабов», — сказал Джон Дальхизен, директор программы Amnesty International по Европе и Центральной Азии.
«Халатность Европы, не желающей спасать тысячи мигрантов и беженцев, терпящих бедствие в Средиземном море, сродни отказу пожарных спасать людей, прыгающих из окон горящего дома. Правительства не только должны отвечать за тушение пожара, но и за спасение тех, кто уже спрыгнул вниз», — отметил Джон Дальхизен.
В понедельник, отступив от своей предыдущей политики, Евросоюз пообещал усилить поисково-спасательные функции государств-членов ЕС, и теперь они должны претворить это обещание в жизнь.
Брифинг демонстрирует, что решение о прекращении гуманитарной операции итальянского флота Mare Nostrum в конце 2014 года способствовало резкому росту смертности среди мигрантов и беженцев в море. Если данные последних инцидентов подтвердятся, то в текущем году в море погибли не менее 1700 человек, что в сотню раз превышает данный показатель за тот же период 2014 года.
Миф о том, будто операция Mare Nostrum служила «фактором привлечения» мигрантов, также рассеивают данные, демонстрирующие, что число беженцев и мигрантов, пытающихся пересечь море и попасть в Европу, после свёртывания операции только выросло. Так в 2015 году рекордное число беженцев и мигрантов предприняли попытку попасть в Европу морским путём, и при этом в Италию прибыло более 24 000 человек.
После свёртывания операции Mare Nostrum правительства европейских государств поручили пограничной службе ЕС «Фронтекс» начать операцию «Тритон».
«Тритон» не является поисково-спасательной операцией. В отличие от судов Mare Nostrum, действовавших на участке к югу от Лампедузы в радиусе 100 морских миль, «Тритон» ограничивается патрулированием границ на участке в 30 морских милях от побережья Италии и Мальты — весьма далеко от районов, где терпит бедствие подавляющее большинство судов.
«Фронтекс» признала, что её материальное обеспечение «отвечает её мандату, предусматривающему контроль границ ЕС, а не поддержание порядка на участке Средиземного моря площадью 2,5 миллиона км2». Теперь поисково-спасательные операции, как правило, приходится проводить судам береговой охраны. Руководитель Морских спасательно-координационных центров береговой охраны Италии адмирал Джованни Петторино сообщил Amnesty International, что его суда «не смогут брать на борт всех потерпевших, если кроме нас никто не станет выходить в море».
Кроме того, торговые суда играют важную роль в действующих поисково-спасательных операциях, хотя они не предусмотрены и не оборудованы для спасения жизни в море, а их экипажи не имеют соответствующей подготовки. Несмотря на усилия всех участников, спасших десятки тысяч жизней в текущем году, от них нельзя ждать разрешения гуманитарного кризиса в его сегодняшних масштабах.
По оценкам, 18 апреля 2015 года свыше 800 мигрантов и беженцев утонули при попытке спасения их торговым судном. По рассказам береговой охраны, их лодка перевернулась, когда находившиеся на борту люди сгрудились на одной стороне. В брифинге Amnesty International приводятся похожие рассказы людей, переживших другие трагедии.
Мохаммад, 25-летний палестинец из Ливана, рассказал о том, как 4 марта 2015 года лодка со 150 пассажирами на борту перевернулась, когда им на помощь пришёл крупный буксир.
«Они спустили верёвочную лестницу… Многие пытались до неё дотянуться, и лодка перевернулась… Я упал в воду… Иммирдан, сирийка, погибла вместе с годовалым сыном».
По признанию представителей судоходной отрасли, масштабные спасательные операции торговых судов несут гораздо больший риск, что подчёркивает необходимость профессиональной гуманитарной операции.
31 марта 2015 года представители основных европейских и мировых судоходных ассоциаций и профсоюзов моряков охарактеризовали текущую ситуацию как «невозможную» и призвали государства усилить материальное обеспечение и поддержку поисково-спасательных операций. В совместном заявлении они отметили: «… недопустимо, что международное сообщество всё чаще полагается на торговые суда и моряков ожидая, что они будут вести всё более масштабные спасательные операции».
8 февраля 2015 года, несмотря на сильное волнение и холод, итальянская береговая охрана вышла в море в ответ на сигнал бедствия, чтобы спасти 105 человек в переполненной резиновой лодке. Их лодка была одной из четырёх, которые за день до того отплыли от берегов Ливии и потерпели бедствие. В тот день погибли более 330 беженцев и мигрантов. Помимо двух торговых судов, находившихся в том районе, итальянская береговая охрана оказалась единственной, кто смог оказать им помощь.
Однако на двух открытых патрульных катерах не было условий для того, чтобы согреть и укрыть спасённых людей, и 29 человек скончались от переохлаждения прямо на борту. Сальваторе Капуто, медбрат на борту одного из катеров береговой охраны, рассказал Amnesty International: «Мы заставляли их по очереди сидеть в каюте, но всё это было очень трудно… Я негодовал: спасти их, а потом смотреть, как они вот так умирают у нас на глазах».
Капитан ВМФ Италии Массимилиано Лауретти сообщил Amnesty International, что в случае поступления приказа гуманитарную операцию можно организовать за несколько дней.
«Итальянский флот наготове. У нас хорошо отработаны процедуры. У нас накоплен опыт. Если нас об этом попросят, мы можем за очень короткий срок возобновить гуманитарную операцию, примерно в течение двоих-троих суток».
Amnesty International призывает всех глав государств и правительств стран Евросоюза, собирающихся на завтрашний саммит, незамедлительно развернуть эффективную операцию по спасению людей в море. Они должны санкционировать немедленное размещение необходимого количества морских и воздушных судов в районах основных миграционных маршрутов для спасения людей. До начала операции правительства европейских государств должны в неотложном порядке позаботиться об оказании Италии и Мальте финансовой и логистической поддержки, что позволит им усилить поисково-спасательный потенциал.
«Политическая целесообразность породила ложную идею о том, что бездействие пресечёт поток людей. Последние события показали, что это далеко не так, и последствия оказались катастрофическими», — сказал Джон Дальхизен.
«В четверг европейские лидеры могут наконец предпринять конкретные действия. В деле предотвращения гибели людей больше отговорок быть не может», — добавил Джон Дальхизен.