Иранские власти должны немедленно отказаться от своего намерения казнить Зейнаб Секаанванд, 22-летнюю курдскую девушку из Ирана, которую арестовали, когда ей было всего 17 лет, и признали виновной в убийстве собственного мужа по результатам проходившего с грубейшими нарушениями судебного процесса, - заявила сегодня Amnesty International.
Её должны казнить через повешение не позднее 13 октября.
«Этот случай вызывает крайнюю тревогу. Мало того, что на момент совершения этого преступления Зейнаб Секаанванд не исполнилось 18 лет, - помимо этого ей также было отказано в доступе к адвокату; по её словам, после ареста мужчины-полицейские пытали её, избивая по всем частям тела», - заявил Филип Лютер, директор по исследованиям и правозащитной деятельности Amnesty International на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
«Тот факт, что Иран по-прежнему применяет смертную казнь в отношении несовершеннолетних правонарушителей, демонстрирует пренебрежение властей страны даже к тем обязательствам, которые они сами приняли на себя. Иранские власти должны немедленно отменить приговор Зейнаб Секаанванд и гарантировать пересмотр её дела на справедливом судебном процессе, отказавшись от применения смертной казни и соблюдая принципы правосудия в отношении несовершеннолетних».
Зейнаб Секаанванд арестовали в феврале 2012 года, когда ей было 17 лет, за убийство мужа, за которого её выдали в возрасте 15 лет. После ареста её 20 дней содержали в полицейском участке, где, по её словам, мужчины-полицейские избивали её. Она «созналась», что зарезала мужа после того, как тот месяцами подвергал её физическим и словесным оскорблениям и многократно отвечал отказом на её просьбы о разводе.
Судебный процесс над ней проходил с грубыми нарушениями. Ей было отказано в доступе к адвокату в течение всего периода предварительного заключения; она впервые встретилась с назначенным государством адвокатом на заключительном судебном заседании 18 октября 2014 года. На этом заседании она отказалась от «признаний», сделанных ею ранее, когда она была лишена доступа к законному представительству своих интересов. Она заявила суду, что ответственность за убийство несёт брат её мужа; по её словам, он неоднократно насиловал её и вынудил «сознаться», обещая в этом случае простить её (по исламскому законодательству, родственники жертвы имеют право простить преступника, получив взамен финансовую компенсацию). Суд проигнорировал это заявление, полностью полагаясь при вынесении вердикта на «признательные показания», сделанные ею в отсутствие адвоката.
Соответственно, 22 октября 2014 года, Второе отделение Уголовного суда провинции Западный Азербайджан приговорило Зейнаб Секаанванд к смерти по «гесас» («в качестве возмездия»); этот обвинительный приговор был позднее утверждён Седьмым отделением Верховного суда Ирана.
Суды оказались не в состоянии последовать руководящим принципам при вынесении приговоров несовершеннолетним, содержащимся в Исламском уголовном кодексе Ирана 2013 года, и распорядиться о проведении судебно-медицинской экспертизы с целью оценки «умственного развития и зрелости» обвиняемой на момент совершения преступления. Кроме того, суды не проинформировали её о праве подать «прошение о пересмотре дела» (э’адэйе-e дадреси) в соответствии со статьёй 91 Уголовного кодекса.
Уголовный кодекс Ирана содержит крайне мало гарантий, применение которых в отношении несовершеннолетних правонарушителей требуется в соответствии с международным законодательством в области прав человека, а имеющиеся немногочисленные гарантии – в частности, необходимость информировать несовершеннолетних правонарушителей об их праве подать заявление о пересмотре дела, зачастую не выполняются властями.
В качестве государства-участника Конвенции о правах ребёнка и Международного пакта о гражданских и политических правах, Иран по закону обязан относиться к каждому, кому не исполнилось 18 лет, как к ребёнку, и гарантировать, чтобы в их отношении никогда не применялась смертная казнь или пожизненное заключение без права на освобождение.
Международное право, в частности, Конвенция о правах ребёнка, содержит абсолютный запрет на применение смертной казни за преступления, совершённые лицами, не достигшими 18-летнего возраста.
Согласно иранскому законодательству, лица, осуждённые за убийство и приговорённые к «гесас», не имеют права просить государство о помиловании или смягчении их смертного приговора, как того требует статья 6(4) Международного пакта о гражданских и политических правах.
Amnesty International выступает против смертной казни во всех случаях без исключения, и призывает иранские власти ввести официальный мораторий на смертную казнь с последующей полной отменой этого наказания.