Решение Конституционного суда ограничить драконовские правила, касающиеся ответственности за «несогласованные» массовые акции, дает хоть какую-то надежду на то, что право на свободу мирных собраний в России будет рано или поздно соблюдаться, заявила в пятницу, 10 февраля, Amnesty International.
Вынося решение по жалобе Ильдара Дадина, суд указал, что уголовная ответственность должна наступать только в том случае, когда такие нарушения «повлекли за собой причинение или реальную угрозу причинения вреда». Таким образом, посчитал суд, само проведение «несогласованных» мирных собраний – противоправно сугубо формально, и не может рассматриваться как представляющее общественную опасность, и соответственно влечь уголовную ответственность.
«Это решение – светлое пятно на темном фоне нарушений права на свободу собраний в России. Оно посылает важный сигнал властям, которые использовали этот драконовский закон, чтобы преследовать мирных демонстрантов, таких как Ильдар Дадин», - заявил Денис Кривошеев, заместитель директора Amnesty International по Европе и Центральной Азии.
Суд также вынес решение о пересмотре дела Ильдара Дадина, первого россиянина, приговоренного к реальному сроку заключения за неоднократные нарушения законодательства о митингах. Amnesty International считает его узником совести и надеется, что решение суда приведет к его скорейшему освобождению.
«Несмотря на то, что это шаг в правильном направлении, российские законы, используемые против протестующих, остаются чрезмерно суровыми. Мы вновь призываем власти немедленно и без каких-либо условий освободить Ильдара Дадина и гарантировать, что никто больше не будет привлечен к уголовной ответственности за проведение мирных акций протеста», - заявил также Кривошеев.
Ильдар Дадин обращался к Конституционному суду с просьбой рассмотреть конституционность статьи 212.1, появившейся в Уголовном кодексе в июле 2014 года. Она ввела уголовную ответственность за повторное нарушение (более трех раз в течение 180 дней) и без того излишне ограничительных правил проведения массовых акций в России. С тех пор это «преступление» предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет.
За нарушение этой статьи Басманный суд Москвы 7 декабря 2015 года приговорил Ильдара Дадина к трем годам лишения свободы (наказание было сокращено до двух с половиной лет в апелляционной инстанции).
Хотя Конституционный суд признал статью соответствующей Основному закону, он постановил, что уголовное наказание за ее нарушение должно быть соразмерно реальной общественной опасности правонарушений. Кроме того, суды теперь обязаны доказать преступное намерение человека к совершению таких нарушений.
При этом суд призвал российских законодателей скорректировать Уголовный кодекс соответствующим образом.
Первое «правонарушение» Ильдар Дадин совершил 6 августа 2014 года, когда вышел с одиночным пикетом против осуждения мирных активистов, участвовавших в демонстрации на Болотной площади в Москве 6 мая 2012 года. В дальнейшем он задерживался еще трижды за подобные «правонарушения».
1 ноября 2016 года в письме к своей жене, опубликованном изданием Meduza, Ильдар Дадин объявил, что сразу же после прибытия в исправительную колонию в Сегеже, в 1200 км к северу от Москвы, он стал жертвой пыток и других видов жестокого обращения, в том числе избиений и угроз изнасилованием. Вскоре после этого Ильдар Дадин был переведен в другую колонию, в Алтайском крае, за тысячи километров от своего дома и семьи, что следует рассматривать как форму преследования за его жалобы на жестокое обращение.